карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

Глава III. Основы власти.

3.1. Сила власти

«У власти три силы – любовь, страх и интерес, но любовь среди них последняя…»

Власть и сила – понятия тождественные, ибо нет власти без силы, бессильная власть – это не власть, поэтому когда мы говорим власть, мы подразумеваем силу. Но сила не в обыденном понимании, а сила как волевой акт, принуждающий к подчинению. Как же достигается подчинение? Известно, что человеком движет три силы – любовь, страх и интерес. Из этого триумвирата любовь имеет наименьшее значение, потому что во властвовании он как сила возможна в идеальных и кратковременных условиях и ситуациях, т.е. когда подчинение происходит совершенно добровольно, с чистым сердцем и смирением. В нашей земной жизни этого конечно же нет. Поэтому сосредоточим внимание на факторах страха и интереса. Что такое страх с точки зрения власти?

Страх лежит в основе жизни этого мира. Он связан с опасным, угрожающим жизни человека положением или угрозой этой жизни. И чем совершеннее, чем индивидуализированнее жизнь, тем большим опасностям она подвержена.

Борьба за существование, которой полна наша жизнь, предполагает страх. Неверно думать, что храбрость и страх совершенно исключают друг друга. Храбрость есть не столько отсутствие страха, сколько победа над страхом, и при том в определенном направлении. Человек может быть очень храбрым в одном отношении и трусом в другом; например, очень смелым на войне – и трусом перед собственной женой; быть героем и не бояться смерти, но испытывать страх перед заразной болезнью, быть необыкновенно смелым в идейной борьбе – и испытывать страх перед материальными затруднениями. Бывает люди очень храбрые физически и очень трусливые морально и наоборот. Человек может достичь высокого состояния храбрости в определенной сфере жизни, оставляя в состоянии страха другие сферы. И это, подчеркиваю особо, должна учитывать власть и умело этим пользоваться. Страх правит миром. власть по природе своей пользуется страхом. Человеческое общество было построено на страхе и потому оно построено в основном на лжи, ибо страх порождает ложь. Усиление правды уменьшит страх и помешает управлять людьми. Чистая же правда может привести к падению государств и цивилизаций, конечно же, в том виде и сущности, в котором они находятся сейчас. Периодически управление страхом приводит к тоталитарному режиму и к террору. Во всякий авторитет входит элемент страха. И об этом надо помнить правителям.

Страх всегда искажает истину, и истина приоткрывается, когда опыт пережитого страха доводит до его преодоления, до освобождения. Страх связан не только с ложью, но и с жестокостью. Жестокими делаются не только те, которых страшатся, но и те, которые страшатся. Не только массами управляют через страх, но и сами массы управляют через страх. Страх в жизни общества есть недоверие в человеке. И страх всегда консервативен, хотя бы внешне был революционен. Страх ада в религиозной жизни и страх революции или потери собственности в жизни социальной все обесценивает. Человек живет в страхе жизни и в страхе смерти. Страх одинаково царит и в жизни индивидуальной, и в жизни социальной. Забота, необеспеченность жизни, в конце концов, порождают страх. Но вот что самое важное. Страх искажает сознание и мешает познавать истину. Человек стоит перед конфликтом страха истины. Замученный человек боится истины, он думает, что правда его ранит. Бесстрашие перед истиной есть величайшее достижение духа. Героизм и есть бесстрашие перед истиной, перед истиной и смертью.

Религиозная жизнь была искажена страхом, которым пользовались для поддержания злых и несправедливых порядков. Когда античный мир кончался, его терзал страх демонов и духов природы. И он искал спасения в мистериях. Одним из величайших достижений христианства, которое должны признать и не христиане, было освобождение от демонолатрии, от порабощавших человека страхом. Магия не помогала и означала зависимость от космических сил. Но древний страх вошел и в христианство, и христиан стали терзать старые демоны и их начальник дьявол. Страх низшего перемешался со страхом высшего, страх дьявола со страхом Божиим. На Бога были перенесены эмоции, вызванные низшими космическими и социальными силами. Древний страх был кристаллизован в доктрину, и не так легко освободить христианскую доктрину от страха. Страх поставили выше доброты, которой боялись как слабости.

Христианскую теологию обвиняют в интеллектуализме, и справедливо обвиняют; интеллект никогда не может быть оторван от чувства и воли. Официальные теологические доктрины искажены эмоцией страха, и эта эмоция их гораздо более определяет, чем интеллект. Современная психопатология много делает для изучения страхов и всякого рода фобий. И этим она может оказать службу очищению и освобождению религиозного сознания от терзающих его страхов. В пределах этого феноменального мира, вероятно, невозможно окончательно освободиться от страхов, так как положение человека остается угрожающим. Но можно освободиться от перенесения этих страхов на религиозную жизнь и на отношение к Богу. Можно освободиться от смешения низшего страха с высшим состоянием ужаса и тоски.

Страх всегда имеет отношение к страданию, он переживается как страдание, и он есть боязнь страдания. Но нельзя оторвать страх от этого центрального явления человеческой жизни. Человек отрывается от высшего мира, и подчинил себя низшему миру. Это неотвратимо вызывает страх и страдание. Но связанность с низшим миром так велика, что самый высший мир начинает представляться по образу низшего мира. Страх и страдание, порождаемые низшим миром, порабощающим человека, могут переживаться как порождаемые высшим миром, который должен его освободить.

Явление страха связано с соотношением сознания с подсознательным и сверхсознательным, страх идет из глубины подсознательного, от древних истоков человека. Сознание может увеличивать страх, со страхом связана острота сознания. Лишь из сверхсознательного идет окончательная победа над страхом, это есть победа духа. Сказано, что совершенная любовь изгоняет страх. Но совершенная любовь так редка, что страх продолжает править человеческой жизнью. Страх извращает человеческое, и в этом сложность богочеловеческого процесса.

Таковы гносеологические, философские корни страха. Но для исследования этого явления мы должны сказать о религиозной оценке страха, так сказать высшего страха – страха Божьего. Он принципиально отличается от страха перед человеческим. Целью его является подчинение человека на основе свободы воли добродетельному житию, т.е. соблюдению правил Богоугодной жизни. Смысл этой жизни выражен в следующих тезисах: «возлюби ближнего своего как самого себя», «делай другому то, что хотел бы себе». Из этих тезисов ясно, что если бы это было так, то не было бы необходимости власти человеческой. В этой связи нельзя не привести слова Святителя Феофана Затворника о страхе Божьем: «Слава Богу! – Вот вы начали понимать, что нужен страх – верная ограда. Молитесь Господу и Пречистой Владычице, - чтобы он пришел и преисполнил сердце. В нем нет ничего болезненного, - а благоговейное, трезвенное и отрезвляющее и освежающее чувство – как утренний ветерок, - он не отнимает теплоты, а дает ей истинную температуру. Одна любовь мягчит и разблажает. Но есть блажная теплота от иного – состояние, похожее на состояние любви, где, однако ж, на деле нет, сей последней, а только кажущийся признак ее. Сия последняя вещь делает душу дерзкою хозяйкою, и тогда она дает себе вольности и льготы, как бы по какому-то праву, ни во что их не считая и не чая давать в них ответа. Хорошо, если это сходит с рук, и Ангел Хранитель как за руку держит, и все беды отводит, а то может кончиться тем, что послабление за послаблением – и прощай все. Вот ради сей-то беды - страх великий сопутствовал святым, до самого исхода и по исходе – до решения Божия. Он отревает (отвергает) всякую чуждую блажь, - и ставит душу в струнку. И надобно молиться! Страх твой, Господи, всади в сердца нас поющих Тя».

Таким образом, власть должна сделать для себя следующие выводы: подчинение обеспечивается страхом перед властью и страхом Божиим. Оба эти страха должны умело использоваться, но приоритет отдавайте страху Божьему, потому что если он будет, необходимость страха перед властью просто отпадет. Но в человеческом обществе это навряд ли случится. В этой связи страх потери жизни, имущества, чести, боязнь страдания – вот те рычаги, на которые должна нажимать власть. И главное в этом деле неотвратимость наказания за неподчинение. В зависимости от ситуации наказание должно быть дифференцировано, но тенденция здесь должна быть в направлении жесткости, а порой даже жестокости, но не мягкости, и обязательно с элементом наглядности – «чтобы другим неповадно было».

Следующая сила власти – интерес. Что это такое? Под интересом, с точки зрения нашей проблемы, т.е. проблемы власти, мы будем понимать с одной стороны желание получить минимальные материальные блага, т.е. необходимые для существования, с другой стороны – максимальные, которые не имеют границ, и это же так называемое «сребролюбие» – одна из главных слабостей, а порою даже и страстей человека. Материальные блага включают в себя: деньги, недвижимость, драгоценности и т.п. В концентрированном виде – это, конечно же, деньги, за которые можно купить практически все, включая и саму власть. Потому что деньги – это совокупная сила.

Другим элементом интереса является моральный фактор или можно назвать его и психологическим, который дает «пищу» для таких страстей человека как гордость и тщеславие. Следовательно, он связан с желанием человека стать выше других, быть прославленным, известным, кумиром. Эта страсть может быть удовлетворена занятием высокой должности, наградами государства, восхвалением в печати и других средствах массовой информации, увековечиванием памяти при жизни и т.д. Таковы в общем виде две стороны интереса, которые «живут» в каждом человеке в той или иной степени. Они же присущи и коллективам и обществу в целом, но по мере увеличения социума материальный интерес приобретает доминирующее начало. Здесь мы имеем в виду, что если для отдельного (нормального) человека важен и материальный и моральный интерес, то для общества в целом главным является материальный интерес, т.е. условия жизни общества. В этой связи власть для своего сохранения должна уделять главное внимание этому интересу. Необходимо умело маневрировать интересом в зависимости от объекта управления. Для общества это может быть снижение цен, повышение заработной платы, уменьшение налогов, поднятие престижности отдельных социальных групп или профессий, поднятие национального духа и т.п.

Для отдельного человека и, в первую очередь, для ближайшего окружения, необходимо применять стимулы награждения, повышения в должности, предоставления льгот, разовые крупные денежные вознаграждения, поднятие общественного статуса и т.п. В особых случаях возможен и прямой подкуп, если невозможно что-либо другое. Но, говоря об интересе, следует сказать, что власть никогда не должна забывать о том, что наряду с интересом есть страх. Там, где бессилен интерес, надо применять силу страха. Искусство же властвования будет заключаться в том, чтобы найти «золотую середину» между страхом и интересом.

Специфический взгляд на интерес материальный, а именно на его «максимум» - сребролюбие, богатство, любостяжание имеет религия. Власти это полезно знать как с точки зрения собственной чистоты, так и с позиций управления «сребролюбами».

Обратимся по этому вопросу к Святому Василию Великому, который говорит:

«Всмотрись, человек, в природу богатства. Что тебя удивляет так в золоте? Золото - камень, серебро - камень, жемчуг - камень, камень и всякий из камней: хризолит, аквамарин, агат, яхонт, аметист, яшма. Это цветы богатства, и часть их кладешь ты в скрытность, самые прозрачные камни, покрывая тьмою, а часть носишь на себе, тщеславясь блеском сих драгоценностей. Скажи: какая тебе польза вертеть руку, блещущую камнями? Не стыдно ли тебе, подобно женщинам во время беременности, прихотливо желать камней? Как они гложут камни, так и ты жаден до этих цветов между камнями, доискиваясь сардониксов, яшмы, аметистов. Какой любитель нарядов мог прибавить хотя один день своей жизни? Щадила ли кого смерть ради богатства? Миновала ли кого болезнь ради денег? Долго ли золоту быть силками для душ, удою смерти, приманкою греха? Долго ли богатству служить предлогом к войнам, ковать оружия, изощрять мечи? Ради его родные не знают естественных уз, братья смотрят друг на друга убийством. Ради богатства пустыни питают в себе убийц, море - разбойников, города - ябедников. Кто отец лжи? Кто виновник ложных подписей? "Кто породил клятвопреступление? Не богатство ли? Не страдание ли о богатстве? Что с вами делается, люди? Кто вашу собственность обратил в средство уловлять вас?"…

Богатый всего боится, - боится дней, как времени судопроизводств, боится вечеров, как удобных ворам, боится ночей, как мучений от забот, боится утреннего времени, как доступа к нему льстецов, боится не только времени, но и места. Его приводят в ужас нападения разбойников, злоумышления воров, клеветы притеснителей, расхищения сильных, злодеяний домашних, любопытство доносчиков, нечувствительность доправляющих взыскания, рассуждения соседей, гнилость стен, падение домов, нашествия варваров, коварство сограждан, приговоры судей, потеря того, что имеет, отнятие того, чем владел. О, человек, если такова зима обладания, то где же весна наслаждения?

Не ради одежды и не ради пищи многим вожделенно богатство; напротив того, диавол придумал какой-то хитрый способ доставлять богатым тысячи случаев к издержкам; поэтому они домогаются излишнего и бесполезного, как чего-то необходимого; и все им мало на придумываемые ими траты. Разделяют богатство на нужду настоящую и на нужду будущую; часть отлагают себе и часть детям; потом и это делят на покрытие разных трат. Послушай, какие у них распоряжения: эта часть, говорят, пойдет в употребление, а эта отложится в запас; и часть, назначенная на покрытие нужд, пусть превысит пределы необходимости; вот это послужит на домашние расходы, а это отделится на то, чтоб показать себя людям; этого станет на пышность в дороге, а это сделает, чтоб, и сидя дома, жить светло и знатно. А мне остается только дивиться такой выдумке излишеств. У них тысячи колесниц; на одних возят всякую рухлядь, другие покрыты медью и серебром, и на них ездят сами. У них множество коней, и им, как людям, ведут родословные, уважая за благородство отцов; одни возят этих сластолюбцев по городу, другие участвуют с ними на охоте, иные объезжены для дороги. У них несчетное множество других домашних слуг, чтобы стало для пышности всякого рода: управители, ключники, землепашцы, обученные всякому ремеслу, и необходимому и изобретенному для наслаждения и роскоши, повара, хлебники, виночерпии, охотники, ваятели, живописцы, учредители удовольствий всякого рода. А когда, по разделе на бесчисленные траты, богатство остается еще в избытке, его кладут в землю, берегут в тайных местах, потому что будущее неизвестно и опасно, чтоб не постигли нас какие-нибудь неожиданные нужды.

А потом, думаю, бывает и то, что, зарывая богатство, зарываешь с ним вместе и сердце. Ибо сказано: идеже сокровище твое, ту и сердце (Мф. 6, 21). Потому и заповеди оскорбляют; ибо и жизнь свою почитают не в жизнь, если не заняты бесполезными издержками:

Горе совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему отымут что (Ис. 5, 8). А ты что делаешь? Не изобретаешь ли тысячи предлогов, чтоб захватить принадлежащее ближнему?

Любостяжательный — худой сосед в городе, худой сосед в поле. Море знает свои пределы; ночь не преступает издревле положенных ей границ; но любостяжательный не уважает времени, не знает предела, не терпит порядка преемства, но подражает стремительности огня: все захватывает, все пожирает.

Достигшие великого могущества в том самом, что притеснили уже некоторых, приобретая силы делать еще большие обиды, подобно прежде притесненным, порабощают и остальных, и с возрастающим могуществом возрастает и лукавство. Ибо те, которые прежде потерпели от них зло, оказывают им невольную помощь, содействуют в том, чтоб делать другим вред и обиды. Кто из соседей, живущих вместе и имеющих с ними дело, не увлекается? Ничто не противится силе богатства: все преклоняется пред его самовластием, все трепещет его владычества; потому что всякий из обиженных более думает о том, как бы еще не потерпеть какого зла, нежели о том, как бы отметить за претерпленное. Богатый приводит пары волов, пашет, сеет, жнет на земле, ему не принадлежащей. Если станешь противоречить — тебе удары. Если станешь жаловаться — обвинять тебя в оскорблении, осудят, будешь сидеть в тюрьме; готовы клеветники, которые доведут тебя до опасности лишиться жизни.

Что же говорит богатый? «Душе, имаши много блага лежаща: яждь, пий, веселися ежедневно». Какое безумие! Если бы у тебя была душа свиньи, - чем иным, кроме этого, порадовал бы ты ее? Столько ты скотоподобен, до того не сведущ в душевных благах, что предлагаешь душе плотские снеди! Что принимает в себя чрево, то назначаешь ты душе. Если в душе есть добродетель, если исполнена она благих дел, если близка к Богу, то имеет многа блага, и пусть веселится прекрасным душевным весельем. Но поскольку мыслишь ты, - земное чрево у тебя богом, весь ты стал плотским, поработился страстям, то выслушай приличное тебе наименование, которое дал тебе не кто-либо из людей, а Сам Господь: «Безумне! В сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут».

В сказанном выше изложены все негативы сребролюбия, однако же человечество серьезно больно эти недугом и он практически неизлечим, поэтому власти остается только одно – умело использовать его в своих целях.

Третий элемент силы власти имеет характер эпизодический и кратковременный как у ближайшего окружения, так и у народа в целом. Причина этого - в сущности человека, который быстро «загорается» и быстро «потухает» в любви к другому даже к самому близкому человеку, например, женщине и даже родным. Случается это потому, что мы любим только тех, кто делает нам добро или дает наслаждение, как только это заканчивается, любовь «испаряется». Но если таково наше отношение к ближайшим людям, то каково же оно по отношению к властвующим? Понятно, что такая любовь к власти не прочна, иллюзорна и скоротечна, ибо власть не может и не имеет права быть всегда «добренькой», это не ее стезя. В связи с изложенным, правителям всегда надо быть осторожным, а точнее недоверчивым к любви народа.

Вообще с точки зрения власти здесь правильнее будет говорить об авторитете и уважении народа. Но он заслуживается не исключительно любовью, а и страхом и интересом.

Используя эти три силы власти, необходимо также учитывать и использовать свой организационный потенциал, вытекающий собственно из ее сущности. В этой части сила власти складывается из следующих положений.

Сильная власть должна быть свободна от внутренних противопоставлений: она не должна противостоять никаким не верховным органам, - ни действительным (вроде «парламента», «федерального совета», «государственного совета»), ни фиктивным (вроде «суверенитета республики»). Всякие такие противопоставления вредны, ибо подрывают силу власти.

Не может и не должно быть вообще двух или трех первоисточников власти. Власть принадлежит главе государства, возглавляющему (лично или через своего представителя) всякую коллегию - законодательную, исполнительную, судебную, воинскую. Главе государства должны принадлежать все права в их юридически установленном объеме.

Согласно этому власть следует мыслить себе не как подчиненную народу или законодательной палате, а как самостоятельную правовую творческую реальность, пребывающую во главе государства, возглавляющем весь строй государства.

Законодательная власть осуществляется им и теми органами, которые согласно конституции привлекаются к этому делу. Так же обстоит и с другими властями, - исполнительной и судебной.

Это означает, что государство не следует представлять себе, как «дуалистический» строй. Нужно не две силы: власть палаты или народа и власть правящего главы, - а одна сила: власть правящего главы, ведущего народ, страну и все учреждения. Не должно быть никаких установлений, тяготеющих к власти, ибо если они возникнут, то это будет началом распада.

Нужно единство: глава, ведущий парламент, глава, ведущий правительство, глава, ведущий армию, глава, ведущий суд, глава, ведущий самоуправление (местное и национальное). Нужно дифференцированное единство, а не кое-как склеиваемое и балансирующее множество.

Сильная власть экономит во времени, в пространстве, в энергии, в составе лиц и в структуре учреждений. Власть полномочная и ответственная должна присутствовать на местах. Но система центральных учреждений не должна воспроизводиться на местах (как при федеративном строе).

Власть даже в самом крупном государстве не должна иметь более трех уровней иерархии. В малых государствах их должно быть только два. Это обеспечит оперативность управления и доступность власти для народа. Власти для сохранения своей силы, да и себя как таковой необходимо: беречься – беречь жизнь властвующих, беречь тайну, беречь державу; определяться – находить правильные цели и ориентиры; оснащаться – иметь необходимые финансы, армию, полицию, аппарат; осведомляться – обладать необходимой информацией о состоянии дел в государстве и состоянии умов граждан; советоваться – иметь мудрых советников; совершенствоваться – развивать систему управления, адаптируя ее к изменяющимся обстоятельствам; хитрить – вводить в заблуждение врагов власти и государства.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: