карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

5.3. Влияние на судьбу и обеспечение успеха

«...Судьба проявляет свое могущество только там, где нет силы, которая была бы заранее подготовлена, чтобы отразить ее удары и обеспечить успех ...»

Дела правителя в руках Божьих, но это совсем не означает того положения, что он не должен бороться за обеспечение успеха в своих делах. Это обусловлено тем, что Бог дает каждому свободу воли, т.е. выбор в поведении, в поступках, действиях, которые определяют судьбу человека. Образно это можно представить, как дорогу, по которой идет человек, справа от нее горы, а слева - пропасть, свернув от середины дороги влево, он погибнет, вправо — упрется в гору, поэтому, чтобы путь его был результативным, он должен идти посередине дороги. Можно считать, что судьба распоряжается определенной частью наших поступков, другой же частью распоряжаемся мы сами. Уподобим судьбу одной из тех разрушительных рек, которые разъярившись, заливают долины, валят деревья и здания, отрывают глыбы от земли от одного места и прибивают к другому. Каждый бежит перед ними, все уступает их натиску, не имея сил ни на какую борьбу. И хотя это так, но все же не значит, чтобы люди в спокойные времена не могли принимать меры заранее, строя заграждения и плотины, чтобы волны при новом подъеме направлялись по отводу или напор их не был так безудержен и губителен.

То же происходит и с судьбой: она проявляет свое могущество там, где нет силы, которая была бы заранее подготовлена, чтобы ей сопротивляться, и обращает свои удары туда, где она знает, не возведено “плотин” и “заграждений”, чтобы остановить ее.

Сосредоточиваясь, однако, ближе на частностях, скажем, что мы видим, как сегодня тот или другой правитель процветает, а завтра погибает или теряет власть, причем не изменилась ни природа, ни свойства его. Это вызвано главным образом причинами, о которых подробно говорилось раньше, а именно: что правитель, полагающийся целиком на счастье, погибает, как только оно ему изменяет. Поэтому счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив тот, чьи действия с временем в разладе.

Ведь мы видим, что люди при обстоятельствах, ведущих к цели, стоящей перед каждым, т.е. к славе и богатству, поступают по-разному: один идет с оглядкой, другой стремится вперед, один берет силой, другой хитростью, один терпением, другой совершенно обратным, и каждый может этими разнообразными средствами достигнуть своего. Видим еще, как из двух осторожных людей один осуществляет свой замысел, другой нет, и точно также как двое преуспевают одинаково, идя разными путями, причем один осмотрителен, а другой идет напролом. Бывает это не иначе как от свойств времени, к которым люди приспосабливаются или не приспосабливаются в своем поведении. Отсюда происходит то, что двое людей, поступающих различно, достигают одинакового успеха, а из двух других, действующих одинаково, один приходит к своей цели, а другой нет.

От этого же зависит и колебание счастья; ведь если кто-нибудь ведет себя с осторожностью и терпением, а времена и дела складываются так, что его поведение окажется удачным, то он счастлив во всем, но стоит временам и делам измениться, и он погибает, потому что не меняет образа действия. Нет человека настолько благоразумного, чтобы уметь к этому приспособиться: нельзя отступать от склонностей собственной природы, и, если человек всегда преуспевал, идя одной дорогой, нельзя ему убедить себя с нее свернуть. Вот почему человек осторожный, когда настанет время идти напролом, не умеет этого сделать и погибает; если бы вместе с временами и делами менялась его природа, то судьба была бы неизменной.

Итак, раз судьба изменчива, а люди в поведении своем упрямы, то они счастливы, пока судьба в согласии с их поведением, и несчастны, когда между ними разлад. Полагаем, однако, что лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба — женщина, и , если хочешь владеть ею, то надо ее смелее брать и если надо и “бить”. Известно, что таким людям она чаще дает победу над собою, чем тем, кто берется за дело холодно. И наконец, как женщина, судьба всегда благоволит к молодым, потому что они не так осмотрительны, более отважны и смелее повелевают.

Следует подчеркнуть, что тот, кто умеет согласовывать свои действия с временем и действует только так, как требуют обстоятельства, менее ошибается. Примеры этому положению мы найдем в Римской истории (16).

«Каждый знает, с какой осторожностью и обдуманностью вел Фабий Максим свою армию, составляя таким образом резкую противоположность с обыкновенной смелостью и быстротой действия Римлян; по счастью для него, этого рода действие оказалось соответствующим времени. Ганнибал был молод, когда он вошел в Италию, его вело счастье, не утомленное еще успехами, а римский народ уже два раза потерпел поражение. Республика, лишенная почти совершенно лучших своих воинов и как бы удивленная своими несчастьями, не могла иметь большего счастья. как найти полководца, медленность и осторожность которого удержали бы неприятеля. С другой стороны, и Фабий не мог иметь обстоятельств, более благоприятных его образу действия; это и было источником его славы. Впрочем, Фабий действовал таким образом скорее по характеру своего ума, чем по обдуманному плану. Это видно по тому обстоятельству. что, когда Спицион решился перевести свое войско в Африку, чтобы там кончить войну, Фабий был одним из самых ярых противников этого намерения, как человек, не могущий отказаться от своего образа действий и привычек, так что, если бы этого зависело от него, Ганнибал остался бы в Италии. Он не замечал, что обстоятельства изменились и что точно также следовало изменить и систему ведения войны. Если бы Фабий был царем римским, он, может быть, был бы побежден в этой войне, потому что он не умел бы менять свой образ действия, сообразуясь с различными обстоятельствами. Но он родился в республике, в которой были различные граждане и очень разнообразные характеры; таким образом, как Рим имел Фабия, человека самого полезного в то время, когда нужно было только поддерживать войну, так он имел впоследствии Спициона для того времени, когда надо было окончательно восторжествовать».

Анализ показывает, что две причины мешают людям изменяться: во-первых, они не могут преодолеть наклонностей своего характера, а во-вторых, невозможно убедить человека, которому один образ действий часто удавался, что он будет точно также счастлив, держась обратного рода действия. Отсюда и происходит, что государства точно также гибнут, если их учреждения не меняются с обстоятельствами. Но они гибнут медленнее, потому что для них обстоятельства меняются труднее и так как, чтобы их низвергнуть, нужно, чтобы все государство было потрясено, то одному человеку трудно так переменить свое поведение, чтобы достичь такого большого результата.

Но судьба, как и Божье провидение, всегда сильнее человека и его действия и, если она не хочет, чтобы противились ее сокрушающей силе, она затмевает разум людей и их действия становятся неестественными и алогичными. Это заключение в высшей степени справедливо, и вот почему люди вообще не заслуживают ни похвал ни порицаний за свое счастье или несчастье, ибо в большинстве случаев мы находим, что к величию или падению их привели обстоятельства, которые зависят от воли небес и которые дали им случай действовать искусно или лишили их его. Имея в виду какую-нибудь великую цель, судьба избирает человека такого ума и таких способностей, чтобы сразу видеть все случаи, которые она ему представит.

Точно также, желая показать пример великого падения, судьба избирает людей, увлекающих государства в гибель. Если при этом встретится человек, способный воспрепятствовать ее цели, она губит его или лишает возможности действовать и приносить пользу. Например, судьба, желая упрочить величие Рима и возвести его на ту ступень могущества, которой он впоследствии достиг, сочла нужным предварительно подвергнуть Римлян бедствию, но не хотела губить их окончательно. С этой целью она побудила их изгнать Камилла, но не допустила умертвить его; позволила взятие Рима, но охранила Капитолий; по ее воле Римляне ничего не сделали для защиты города, но приняли все меры для охранения Капитолия. Далее, судьбе было угодно, чтобы большая часть войск, разбитых на Аллии, отступила в Вейи. Таким образом, все меры, принимаемые для охранения Рима, были ниспровергнуты судьбой. Но в то же время она приготовила все, что бы вырвать его из рук неприятеля: она привела римскую армию в Вейи, а Камилла - в Ардею, так, что войска могли отправиться под предводительством этого полководца, на котором не было пятна поражения, и избавить отечество от неприятельского нашествия. В подтверждение этой мысли можно было бы привести еще несколько современных фактов. Например, разрушение России ничтожным количеством заговорщиков во главе с Лениным. И восстановление России “ленинцем” Сталиным. Повторим только как несомненную истину, доказываемую всею историей, что люди могут способствовать предначертаниям судьбы, но не могут мешать им, могут замышлять против нее, но не в силах победить ее. Поэтому никогда не следует отчаиваться: цели судьбы неисповедимы, ибо она стремится к ним путями извилистыми и потаенными; следовательно, надо всегда надеяться и, надеясь, не унывать, как бы ни были тяжки обстоятельства.

Благоразумие правителя заключается и в том, чтобы довольствоваться достигнутой победой или успехом и не искать большего без особой на то необходимости. Врагом этого тезиса является присущая человеку самонадеянность, возбуждаемая победой или обманчивой надеждой на победу; эта обманчивая надежда заставляет людей ошибаться не только в словах, но и в поступках. Забравшись с сердце человека, она увлекает их за пределы благоразумия и часто заставляет их терять случаи приобрести верную выгоду, погнавшись за неверной. Это обстоятельство заслуживает внимания, потому что люди очень часто подвергаются этому заблуждению и этим вредят целому государству. Примерами древней и современной истории можно доказать это гораздо яснее и убедительнее, чем сухими доводами. Поразив римлян при Каннах, Ганнибал послал в Карфаген гонцов, извещая о победе и прося помощи. Карфагенский Сенат собрался для совещания по этому поводу. Ганнон, старый и мудрый гражданин карфагенский, советовал благоразумно воспользоваться победой для заключения с Римлянами мира, который вследствие победы можно было бы получить на весьма выгодных условиях. Он представлял, что не должно ждать поражения для заключения мира, потому что Карфагеняне имели целью только доказать Римлянам, что могут тягаться с ними; стало быть, одержав победу, безрассудно подвергать себя дальнейшим опасностям ради больших выгод, которые еще очень сомнительны. Совет этот был отвергнут; впоследствии карфагенский Сенат убедился в его благоразумии, но было уже поздно. Когда Александр Великий покорил весь Восток, республика Тирская, знаменитая в свое время и могущественная, потому что Тир, подобно Венеции, стоял среди моря, видя величие Александра, отправила к нему послов сказать, что готова служить и повиноваться ему, как он требует, но не желает впускать в свой город ни его, ни его войск. Александр, негодуя, что один город закрывает свои ворота тому, перед кем разверлись ворота всех городов мира, прогнал послов, отвергнув их условия, и осадил Тир. Но город был окружен водою и в изобилии снабжен продовольствием и всем необходимым для защиты, так что после четырехмесячной осады Александр убедился, что город этот отнимает у его славы больше времени, чем все прочие завоевания его. Тогда он решился вступить с жителями в переговоры и согласился на условия, которых они сами требовали. Но Тирийцы, возгордившись, не только не приняли его предложений, а даже убили послов царя. Возмущенный этим, Александр принялся за осаду и разрушил город, а жителей истребил или обратил в рабство.

История показывает, что судьба может ослепить женщиной. Рассмотрим некоторые примеры, подтверждающие этот тезис.

Израильский царь Соломон постоянно расширял свой гарем. Там были женщины разных рас и религий: египтянки, маовитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки, хеттянки. Он слишком поддавался влиянию своих жен и наложниц. Они уговорили его ввести в Иерусалиме культ чужих Богов. Соломон совершал жертвоприношения в их честь даже во дворе храма Яхве. Кроме того, он построил отдельные храмы Астарте, Ваалу, Молоху. Яхве разгневался на Соломона и решил расколоть страну на два независимых государства. Первым сигналом беспорядков было восстание в Иудее, затем была потеря Сирии. В конечном итоге на территории Израиля возникли два государства - Израиль и Иудея.

В Риме в городе Ардее между патрициями и плебеями возникла междоусобица, причиной которой был брак. Дело состояло в том, чтобы устроить богатую наследницу, за которую сватались в одно и то же время плебей и юноша знатного происхождения: так как ее отец умер, то опекуны хотели выдать ее за первого, но мать ее предпочитала последнего. По этому поводу произошел такой беспорядок, что взялись за оружие: вся знать вооружилась за знать, народ же взялся за оружие, что поддержать плебея. Плебеи были побеждены и должны были оставить Ардею и просить помощи у Вольсков знать обратилась за нею в Рим. Вольски предупредили Римлян и появились первые под Ардеей и осадили ее. Когда пришли Римляне, то они стеснили Вольсков между городом и своей армией и принудили их голодом сдаться безусловно, тогда они вошли в Ардею, предали казни предводителей мятежа и восстановили в городе порядок.

Этот рассказ наводит на разные размышления. Во-первых можно заметить, что женщины были причиной множества гибельных событий и огромных несчастий для тех, которые управляли государством, и что они порождали там многочисленные разделения. Как видно из этой самой истории, что нанесенное Лукреции оскорбление сбросило с трона Тарквиниев, точно так же Децемвиры лишились своего могущества вследствие обиды, сделанной Вергинии. Аристотель также считает одной из главных причин падания многих тиранов были оскорбления, нанесенные женщинам, когда их обесчещивали, насиловали и нарушали святость брака.

Поэтому правители, обладающие властью, не должны пренебрегать этим, но им следует предвидеть опасность беспорядков, которые могут возникнуть вследствие этого, и вовремя принять меры с таким расчетом, чтобы они не приносили вреда и позора их государству. Это можно легко видеть на примере граждан Ардеи, которые, позволив разрастись несогласию жителей, дошли до открытого разрыва и были принуждены для восстановления порядка прибегнуть к помощи чужеземцев; такое поведение неизбежно влечет за собой рабство.

В Русской истории губительное влияние женщины на власть и на государство является пример с Лжедмитрием и Мариной Мнишек, которая свое необузданное честолюбие передала Лжедмитрию I, что послужило одной из причин (не исключаю, что и главной) потери престола сыном Бориса Федором, а затем и Лжедмитрием, поскольку он поддался настояниям Марины о распространении католичества в православной России и введении польских порядков на русской земле.

Итак, судьба готовит тому, кто у власти, много препонов и ловушек, и чтобы обойти их правильно надо, во-первых, предвидеть возможные удары, во-вторых, быть готовым отражению, и в третьих, не ослепляться победами и страстями.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: