6.2. Об источниках и формах власти
1. О возникновении власти
Элемент власти возникает там, где есть хотя бы два человека, связанных между собой жизненной необходимостью. Один из них властвует, а другой подчиняется. Кто есть кто определяется личными качествами и, в первую очередь, силой воли и ума. Подчиняется всегда слабейший в человеческом понимании этого слова.
2. Об источниках и целях власти
Источники власти определяют и ее цели. Так, когда источник власти божественный, например, помазание первых царей Израиля - Саула, Давида, а в России - крещение Святого Владимира, венчание Иоанна Грозного, тогда и цель правления божественная - нравственное совершенствование народа. В этом случае совпадает правление светское с правлением церковным.
В случае если источником власти являются низшие силы, то и цели будут низшими. В лучшем случае это удовлетворение материальных потребностей большинства, в большинстве же случаев - это удовлетворение потребностей меньшинства, разгул наживы и разврата.
3. О выборности власти
Не всякий народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи выборов. Для выборов лучших необходимо учитывать следующие обстоятельства: размеры страны, – чем она меньше, тем эффективнее выборы; уровень религиозности, – чем он ниже, тем больше вероятности ошибки; уровень нравственности, – чем он ниже, тем больше вероятность выбора проходимцев и авантюристов; уровень правосознания, – чем он выше, тем больше основа для проведения честных выборов; социальное состояние, – чем оно способнее, тем больше предпочтение можно отдавать выборам. Но все это касается только выборов на местном уровне. Выборов на более высоких уровнях следует избегать. И еще, надо помнить о «человеческом факторе». Люди при выборах беспечны, близоруки, безответственны, продажны и коварны. Чем сильнее в народе разыгралось честолюбие, тем менее удачным будет его отбор. С другой стороны, избираемые честолюбивы, властолюбивы, энергичны, бессовестны, напористы и часто готовы пользоваться любыми средствами для достижения цели.
4. О допущении к выборам
Правильным было бы допускать к выборам и выбираться на государственные должности только тем лицам, которые умеют разбираться в общих вопросах государственной деятельности, имеют опыт государственной службы и людей добродетельных (нравственных). От остальных только вред и путаница.
5. Об извращениях и круговороте государственных форм
Государственные формы имеют историческую склонность к извращению: монархия естественно переходит в тиранию, которую вытесняет аристократия, в свою очередь аристократия вырождается в олигархию, сменяемую демократией, последняя, в свою очередь, сменяется охлократией, чтобы потом уступить место тирании. Естественное извращение правильных форм объясняется тем, что верховная власть, не сдерживаемая ничем, склонна злоупотреблять своей независимостью и положением, то же касается и аристократическо-олигархического правления. Поэтому, чтобы придать государственному строю прочность и совершенство необходимо смешение этих форм, в котором они бы умеряли друг друга. Примерами такого устройства (по Полибию) были Спарта и республиканский Рим. Римский консул являлся, по его мнению, выразителем монархического начала, сенат - аристократического, народное собрание - демократического. В современных условиях это триединство может быть следующим: Президент - Сенат (Госсовет) - Парламент.
6. О диктаторской власти
Диктаторская власть проявляется тогда, когда другая не может уже спасти государство, т.е. в кризисные моменты существования государства. Ярким подтверждением этой мысли является диктатура Суллы. Вот его права и действия: неограниченные полномочия в сфере принятия решений, право решать вопросы жизни и имущества граждан, вводить новые и уничтожать прежние учреждения, законы и должности, назначать и сменять магистратов.
7. О царской власти
"Земля правится Божьим милосердием и Пречистыя Богородица милостию, и всех святых молитвами, и родителей наших благословением, а последи нами государями своими, а не судьями и воеводы и иже ипаты и стратиги" - это формула правления Иоанна Грозного актуальна для любого единоличного правления особенно в последней ее части, где говорится, что земля правится исключительно Правителем, но не его подчиненными. Их задача - быть только продолжением его воли, быть исполнителями и не более того.
8. Об аристократической власти
Аристократическое правление ограждает от тирании единоличной власти, но может привести к анархии и междуусобиям.
9. Об олигархической власти
Олигархическая власть - это власть меньшинства, но не знатных, а богатых. Основой основ такой власти являются деньги. Поэтому ее цель - получение все новых и новых богатств. Эта власть самая опасная для независимых государств и их правителей, потому что именно она стремится к мировому господству и делает это, прикрываясь международными фондами, банками, корпорациями. Порабощение народов и государств идет в первую очередь экономическим, финансовым путем, но где это не удается, осуществляется военная экспансия.
10. О царской власти (по Иоанну Грозному)
Не от народа, а от Божией милости к народу идет царская власть. Дана она для поощрения добрых дел и кары злых. Поэтому царь не может отличаться одной только кротостью. власть царя должна быть едина и неограниченна. Владение же многих подобно женскому безумию. Еще более вредно ограничение власти аристократией.
11. Об изменчивости власти
Власть похожа на фрукт, который вначале тверд на ощупь и горек на вкус, затем вызревает и делается нежным и съедобным, чтобы в конце концов загнить и исчезнуть. Параллельно этой аналогии констатируется сила власти в ее начале, а слабость - в конце. Приписывается Платону выделение трех этапов в эволюции власти: от первого, когда нравы властителей просты, держатели власти честны и непритязательны, а люди им повинуются без особого принуждения, - ко второму, когда особого внимания на укрепление власти не обращается, а сами властители отступают от начальных принципов простоты быта и все более погружаются в роскошь и удовольствия, - к третьему и последнему, когда увеличивается слабость власти и распространяется несправедливость.
Именно несправедливость является и симптомом, и причиной гибели державы.
|
|