карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

6.4. О государственном устройстве и управлении

1. О духовной основе государства

Государство с духовной точки зрения - это союз свободных нравственных существ, соединившихся между собой, жертвующих честно своей свободой для охраны и утверждения общими силами Закона нравственности, который составляет необходимость их бытия. Только там, где этот закон непоколебимо утвержден в сердцах воспитанием, верою, здравым неискаженным учением и уважаемыми примерами предков (как говорил владыка Филарет), там сохраняют веру Отечеству, жертвуют ему собой без побуждений воздаяния и славы. Там умирают за законы, тогда как не опасаются умереть от законов.

2. Религиозное понятие государства

Во-первых, государство - это большая семья, отношения в которой строятся как отечески-сыновьи. Во-вторых, государственная власть признается особого рода служением, наподобие монастырского послушания. В-третьих, идеалом государственных отношений признается симфония властей - власти духовной - церковной и власти светской - царской. В концентрированном виде цель такой власти можно сформулировать как искоренение зла во всех его видах и формах.

3. Материалистическое понимание государства

Материалистическое понимание государства - это всегда диктатура одной части народа над другой. Это либо тирания диктатуры пролетариата в лице партноменклатуры, либо диктатура олигархии в лице демократов. В обоих случаях ценность нравственных идеалов признается ничтожной, а тоталитарный монстр бесконтрольной власти приобретает самодавлеющее значение.

4. О русской государственности

Русская государственность основывалась на трех "китах" - соборности, державности и самодержавии. Соборность - это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем долге в общем служении. Державность есть осознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Самодержавие - это организационная форма, обеспечивающая соборность и державность.

5. О крайностях во власти

Крайность в строительстве государственного управления "все снизу" или "все сверху" одинаково опасны и несостоятельны. Тот, кто пытается все сделать "сверху" - убьет творческую самостоятельность своего народа, отвратит его от себя, захлебнется в сетях формальной и продажной бюрократии и подорвет жизненную силу своего народа.

Тот, кто пытается строить все "снизу", разложит государство на систему удельных княжеств и общин, сделает невозможным единение и порядок, захлебнется в волнах демагогии и смуты и очнется под пятой у тирана.

6. О сословном начале

Забота о социальном строе характеризует все наиболее сильные и процветающие государства во все эпохи, которые всегда относятся к нему бережно и стараются не ломать его, а именно на нем строить государственную вертикаль власти.

Примером такого подхода служит, в частности, быт древней Руси, который покоился на строго сословном начале. Каждый гражданин состоял непременно в каком-либо чине, принадлежал какому-либо сословию, обязанному отбывать то, или иное «тягло». Таким образом, народ, распределенный на известное число государственных чинов со строгим различием в правах и обязанностях, и есть та основа, на которой крепится государственная власть.

7. О ранге

Никакая общественная организация невозможна без ранга. Государство с неудачным ранговым отбором слабо, неустойчиво, может быть прямо обречено. От больного фальсифицированного ранга гибнет все: семья, школа, армия, экономика, государство. Все дело в том, чтобы выявлять подлинно лучших и выдвигать их, возлагая на них необходимые полномочия и обязанности.

8. О целях государственной власти

Государство как организация, состоящая из совокупности людских, материальных, финансовых и т.д. ресурсов и взаимосвязей между ними, требует осуществления идеи целесообразности, которая предполагает идею цели. Цели должны быть правильными и реальными. В этой связи можно выделить две главные цели власти: повышение духовно-нравственного уровня общества и повышение благосостояния населения. Но первая из них является главнейшей.

10. О силовых структурах

Армия, полиция и службы безопасности - это сила, глаза и уши Правителя. Соответственно этому и должно быть его отношение к ним как к важнейшим органам его власти. Необходимо прямое и непосредственное подчинение их Правителю.

11. Об армии

Правитель не должен забывать о том, что армия может стать и часто становится местом заговора против Правителя, который, как показывает история и современная жизнь, в большинстве случаев завершается успешно. В этой связи за армией и ее генералитетом необходим постоянный и всесторонний контроль.

12. О государственном контроле

Поскольку управление в социальном смысле связано с категорией властвования, постольку контроль, как управленческая функция, также есть властная деятельность, влияющая на общество и ее отдельных членов.

13. О долгах

Одним из самых страшных грехов является грех перед своими потомками. Для Правителя таким грехом будут долги государства, которые ложатся бременем на будущие поколения. Поэтому мудрые и честные правители не допускают таких долгов, чем оставляют о себе светлую память.

14. О рангах и кастах

"Закон Ману" ставил задачей вывести не менее четырёх рас: жреческую, военную, земледельческую, слуг - шудр. Второй его задачей было уничтожить человеческий мусор - «чандал» (неприкасаемых). Чистота общества требует осмысления властью этого закона, чтобы взять из него только лучшее.

15. О правах и несправедливости

Неравенство прав есть только условие к тому, чтобы вообще существовали права, т.е. не могут все иметь все права, ибо это уже анархия и смерть обществу. Законы природы и общества всегда требовали, требуют и будут требовать права сильного над правом слабого. В этом - основа справедливости всякого живого сообщества. Несправедливость же начинается там, где все претендуют на равные права.

16. О благе государства

Государство, зависящее только от добродетели одного человека недолговечно, потому что со смертью его лишается всякой опоры, так как очень редко бывает, чтобы его добродетель возродилась в его наследнике или преемнике. Итак, для блага государства надобен такой Правитель, который бы устроил общество так, чтобы и по его смерти оно могло продолжить своё существование. Достичь этого можно установлением (соблюдением) религии и разумных законов. Идеалом здесь будет, когда законы вытекают из религии, или когда религия становится законом.

17. Об обществе

Для общества неразвращенного не страшны никакие смуты, но для общества развращенного бесполезны самые лучшие законы, если только исполнением их не руководит решительный Правитель, который проводит их в жизнь энергично, что совершенно исправляет все общество.

В этой связи в развращенном обществе лучше установить порядок диктаторский, чем демократический, чтобы людей, дерзость которых не могут остановить законы, обуздывала по крайней мере власть диктатора.

18. О благоустройстве государства

В благоустроенном государстве общество должно быть богатым, а граждане – бедны. Это означает, что у государства должна быть такая казна, которая обеспечила бы с одной стороны, защиту государства, с другой – достойный уровень общественного распределения благ для граждан. Под бедностью граждан следует понимать отнюдь не нищету, а тот уровень, который постоянно давал бы им стимул для лучшего труда.

19. Об устройстве государства

Там, где господствует равенство среди граждан, там лучше приживется республиканский строй, там, где имеет место неравенство, лучшей формой будет единоличная власть. Поскольку же равенство – это абстракция, то всегда предпочтительнее единовластие.

20. Об обновлении

Обновление государства состоит в возвращении к основному началу. Всякая религия, всякое государство имеет в своем основании что-нибудь хорошее, иначе они не могли бы подняться и утвердится. С течением времени эти добрые начала извращаются. И если не произойдет какого-либо счастливого случая, который бы восстановил их, государство падает. Для России, например, таким началом было православие, оно же является и ее будущим.

21. О нравственном государстве

"Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства".

  1. Маркс

22. Об управлении государством

"Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести".

Конфуций

23. О сроках благоустройства государства

"Если бы меня пригласили на службу по управлению государством, то за год я бы навел в нем порядок, а через три года государство стало бы лучше"

Конфуций

24. О том, как нужно управлять государством

"Относясь почтительно к пяти достоинствам и, устраняя четыре недостатка, можно хорошо управлять страной: Благородный муж (справедливый мандарин, сановник) экономен; заставляя людей работать, не озлобляет их; в своих стремлениях не алчен, в своих мыслях не спесив; он не жесток и пользуется уважением.

Если народ казнить вместо того, чтобы просвещать, это и будет жестокостью; если народ не предупреждать, а затем требовать от него решительных действий, то это и будет насилие; быть медлительным, а самому отдавать приказы быстрее закончить работу, это значит поступать низко; суля людям награды, но затем не исполнять обещанное, это значит быть алчным".

Конфуций

25. О высшем благе в государстве

Чтобы обладать высшим благом, по Конфуцию, нужно: 1) чтобы было благоустройство во всем народе. Для того, чтобы было благоустройство во всем народе нужно 2) чтобы было благоустройство в семье. Для того, чтобы было благоустройство в семье нужно 3) чтобы было благоустройство в самом себе. Для того, чтобы было благоустройство в самом себе нужно 4) чтобы сердце было чисто и исправлено. Для того чтобы сердце было чисто и исправлено нужна 5) правдивость, сознательность мысли. Для того чтобы была сознательность мысли, нужна 6) высшая степень знания (духовное знание). Для того чтобы была высшая степень знания, нужно 7) изучение самого себя (своей души).

26. О пути середины

"Государства, уделы, княжества будут всегда совершенными в управлении и будут также процветать, обретать могущество, если они будут следовать по пути середины"

Конфуций

27. Об иерархии обязанностей

В государстве необходимо соблюдать следующую иерархию обязанностей: обязанность перед Богом; обязанность перед государством; обязанность перед семьей; обязанность перед самим собой. Именно такая иерархия - основа благополучия государства.

28. О необходимости контроля

"Правильный надзор за счетом нужен и против греха неверности, и против греха напрасного подозрения"

Митрополит Московский Филарет

29. Об имперских амбициях

Имперские амбиции естественны для великих держав (империй), и как только они от них отказываются, то сразу же теряют свое лицо, силу и территорию, а их правители превращаются в марионеток мирового капитала.

30. Об управлении государством

"Раз ты хочешь управлять кораблем, ты должен быть вполне знаком с обязанностями кормчего. Точно также, если ты желаешь быть главою государства, тебе необходимо быть знакомым с искусством управления, иначе в первом случае, ты можешь пустить ко дну корабль, во втором, - довести государство до окончательного падения".

Эпиктет

31. О руководящем начале

Старайся проникнуть в руководящее начало каждого, но не позволяй никому проникнуть в твое руководящее начало. То есть ты старайся выяснить главную движущую причину того, с кем имеешь дело, но он не должен знать твоих помыслов и устремлений.

32. О государственном контроле

В государстве, где граждане законопослушны, государственный контроль может быть "мягким" и выборочным.

В государстве, развращенном беззаконием как граждан, так и властей, государственный контроль должен быть жестким и всеобъемлющим. В первом случае контроль должен быть таким, чтобы о нем "не забывали", во втором, чтобы знали о его неизбежности. В первом случае он для граждан "вожжи", во втором - "кнут".

33. О форме государственного контроля

В парламентской республике государственный контроль, естественно, орган парламента, в монархии, диктатуре, президентской республике он, естественно, орган верховной власти. Любые искажения и смешения этих принципов чреваты бесконтрольностью. Во всех случаях контроль должен быть внешним к контролируемому объекту.

34. О том, что губит государство

Государство скорее губит алчность богатых, чем простого народа, ибо первые наряду с алчностью имеют и силу, вторые только алчность.

35. О сохранении государственного строя

Чтобы сохранить государственный строй надо прежде всего предохранять его хорошие начала от правонарушений, включая и самые мелкие. Ведь правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно и становятся как бы естественными и этим порождают "эрозию" государственного строя.

36. О рождении тирании

"В олигархиях и демократиях тирании рождаются, если у власти пребывает одно или несколько лиц длительное время, причем и тут и там к тирании стремятся те, кто пользуется наибольшим влиянием, т.е. в демократиях - демагоги, в олигархиях - династы (представители могущественных, знатных фамилий), либо те, кто занимает важнейшие должности и притом в течение длительного времени".

Аристотель

37. О самом главном в государственном устройстве

Самое главное для сохранения государственного строя - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностные лица, особенно высшие, не могли наживаться за счет должностей. Если этого не сделать, то государственная служба превратится в "кормушку" для нечестивых и подорвется доверие народа к власти.

38. Об основных задачах государства

"Итак мы должны перечислить задачи государства… Должно быть прежде всего пропитание; затем ремесла; в-третьих, оружие; также в известной степени запас денежных средств для собственных надобностей и для всяких нужд; в-пятых, это прежде всего попечение о религиозном культе; в-шестых по счету, но самое необходимое, - решение о том, что полезно и что справедливо в отношениях граждан между собой. Вот вещи, в которых нуждается всякое государство" - эти мысли Аристотеля имеют вечное значение, поэтому Правителю важно их знать и уметь выделить именно из них приоритеты государственной политики в зависимости от условий, времени и обстоятельств.

39. О болезнях государства

Также как каждый отдельный человек может заболеть и таких болезней более 30 тысяч, также и государство может "болеть". И как у отдельного человека болезнь или проходит или человек умирает, так и государство может "переболеть" или "умереть". Болезни государства могут быть легкими как насморк, например, забастовки или небольшие стихийные бедствия, могут быть и тяжелыми, например как смуты, бунты, революции, войны, когда сильно разрушается "организм" государства, теряются отдельные его члены (территории), но болезнь может быть и смертельной - тогда государство гибнет. Правитель должен обладать мудростью, чтобы определить диагноз "болезни", ее причину и установить правильное "лечение". И все это надо сделать своевременно.

40. О врагах государства

Невыносимо тяжки для государства враги внутренние - взяточники, воры, чиновники без чести и совести, богачи, руководимые жаждой наживы, простолюдины, ведомые глупейшим эгоизмом.

41. О гражданстве

Не должно быть никакого двойного гражданства! Гражданин должен иметь преимущество в правах перед негражданином, но соответственно этому и преимущество в обязанностях. Получение гражданства должно быть большой честью для негражданина и только за особые заслуги перед государством. Примером изложенного является древний Рим.

42. О внутренних врагах

Также как внутренняя болезнь опаснее внешних ран, также и внутренние враги опаснее, чем внешние, потому что они незаметно и коварно подтачивают государственную власть и губят государство. Поэтому Правитель должен быть беспощаден по отношению к внутренним врагам.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: