6.6. О смутах, заговорах и потере власти
1. О кризисе власти
Кризис власти есть нарушение равновесия в ее структуре и в то же время это переход к некоторому новому равновесию. Новое равновесие достигается либо структурными, либо кадровыми изменениями или сменой верховной власти.
2. О первопричине кризиса власти
Первопричина кризиса власти – это попрание гордым человеком законов Божьих, уход от Правды и Добра, противление воле Божьей.
3. О смуте
Смута есть искушение, посылаемое душе народа, дабы представить ему возможность явить силу своей веры, верность родным страстям и крепость духа перед лицом соблазнов и искушений, злобных нападок и разрушительной ненависти.
Подтверждением этой мысли является история великих русских смут, когда народ попрал обеты верности царю, попустил надругательства над верой, воцарил над собой самозванцев, инородцев, иноверцев и предателей России.
4. О религиозных (духовных) причинах смуты
В основе всех великих смут лежит вековая, покрытая пылью истории извечная цинично откровенная борьба жидовства с христианством, одна из тех старых попыток завоевания мира, какая черпала свои корни в древнеязыческой философии древних халдейских мудрецов и началась еще задолго до пришествия Христа Спасителя на землю, повторяясь в истории бесчисленное количество раз одинаковыми средствами и приемами. Эта смута в настоящее время приобрела воистину мировые масштабы и идет то скрыто, то открыто в разных точках мира.
5. О заговорах
Заговоры самые страшные враги правителей, потому что, если даже не лишают их жизни, то, во всяком случае покрывают их позором. От заговоров лишалась жизни и власти больше правителей, чем в открытой войне, потому что редко кто может восстать прямо против Правителя, а составить заговор против него может каждый. Главная причина заговоров – это ненависть и зависть.
6. О заговорщиках
История показывает, что заговоры замышляются знатными людьми, приближенными к Правителю; другие не могут составлять таких заговоров; это было бы безрассудно, потому что люди, не приближенные к Правителю и занимающие в обществе скромное положение, не имеют ни надежды, ни возможности осуществить такой замысел.
7. О смутах
Польза смут заключается только в том, что они являются толчком для установления законов, не позволяющих вновь возникнуть этим смутам.
8. О почве смут
Почвой смут является честолюбие граждан и страсть наживы. При этом следует выяснить, кто опаснее: желающие ли сохранить или стремящиеся к приобретению. Конечно опаснее стремящиеся приобрести, но они всегда ограничены в средствах. Владеющие же опасны тогда, когда обладают многим и боятся это потерять, им легче возбудить смуту. Поэтому весьма опасна связка обладающих и честолюбивых.
9. Об иностранной экспансии
Для государства весьма опасно проникновение иностранной культуры и чужеродных моральных ценностей, а также большое количество инородцев и иноверцев, потому что в определённом соотношении они могут доминировать и быть вредны для власти. По этой причине спартанцы не пускали к себе иностранцев и потому не имели случая для того, чтобы развратиться.
10. Об утрате власти
Правитель должен знать, что власть его начинает утрачиваться, как только он начинает нарушать законы и древние учреждения, к которым граждане давно привыкли. Поэтому лучше быть консервативным, чем прогрессивным.
12. О недопущении заговоров
Правителю не следует грозить окружающим, ему следует или ласкать их, или разом отделываться от них и никогда не ставить их в необходимость убить его, чтобы не погибнуть самим.
12. О причинах государственных переворотов
Следует помнить о трех главных причинах государственных переворотов:
первая - экономическая, когда через захват власти хочет обогатиться кто-то из ближайшего окружения;
вторая - социальная, когда несправедливость достигает в государстве такой меры, что бунтует народ;
третья - психологическая - это когда Правителя ненавидит ближайшее окружение или кто-то из могущественных лиц в государстве, отличающихся честолюбием. Причиной здесь может быть как он сам, если непомерно жесток, либо честолюбец, безмерно желающий власти.
13. О причинах распрей и переворотов
Причины распрей и переворотов кроются в людях, а точнее в их страстях, к котором отнесем следующие: жажда быстрого обогащения; желание славы; стремление к власти; наглость; страх; чувство превосходства; презрение; чрезмерное возвышение; пренебрежение.
Жажда быстрого обогащения, если она охватила Правителя, приводит к ненависти народа; если она охватила олигархию, то усиливаются распри среди людей богатых и появляется зависть и ненависть народа.
Желание славы ведет к тому, что кто ее получает, становится высокомерен, тот, кто не получает, остается недовольным властью, особенно, если слава достается незаслуженно.
Стремление к власти одного или нескольких объединяет многих недовольных, образуя заговоры. Неостановленная вовремя наглость разрастается до смуты. Страх за совершенное злодеяние ведет к совершению еще более тяжких злодеяний и вовлечению в них новых членов. Чувство превосходства ведет к презрению к нижестоящим и ненависти к вышестоящим. Пренебрежение народом создает базу для несправедливостей. В конечном итоге все вышеназванное приводит государство к превышению меры несправедливости и, когда эта мера нарушена, в государстве начинаются заговоры, смуты, перевороты.
14. О распрях среди знатных
Внутренние распри возникают не по причинам мелочей, а из мелочей, что наглядно видно по распрям среди знатных (богатых). Такими мелочами могут быть возвышение одних и пренебрежение другими; женщины и все, что с ними связано; оскорбление; потеря имущества. Но следует помнить, что распри среди знатных приходится расхлебывать всему государству. Исторических примеров этому предостаточно.
15. О виновниках смут
Как показывает история еще со времен Солона главными виновниками смут выступают богатые, в обществах олигархических и знатные в обществах аристократических, потому что они, с одной стороны, не знают меры в стяжании богатств, а с другой, отличаются надменностью. Первое ведет к чрезмерному угнетению народа, а второе - к ненависти.
|