карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

6.12. О Правителе во власти

1. О некоторых Правителях

Среди правителей и сильных мира сего множество таких, которые легко поддаются гневу и свирепо напускаются на безвинных, незаслуженно наказывают и ругают. Потом, когда гнев Правителя проходит, и он чем-либо доволен, то он прощает и оставляет без последствий серьезные проступки и прегрешения. Он помнит лишь о тех, кто находится с ним рядом в сей день и сей час, и не успеют они покинуть его, как он о них забывает. Помнит он также и о тех, в чьей силе или совете нуждается. Правитель юн в радости и матер в гневе.

2. Об избрании Правителя

При избрании Правителя большинством (т.е. низшей силой) мы можем с уверенностью говорить о потенциальной возможности диктатуры, потому что с момента избрания Правитель уже не подвластен ни народу, ни его представителям в парламенте. Поэтому мудрые правители всегда стремятся к общенародному собранию.

3. О правоте

Человек, обладающий властью, может оказаться в положении всегда правого. Это приводит к тому, что он, имея даже чистую совесть, может стать самым невыносимым тираном и мучителем. Поэтому имеющий власть, должен иметь мужество выслушивать и принимать мнения, не совпадающие с собственным.

4. О посмертной славе

Многие правители стремятся оставаться в памяти потомков великими людьми, но удаётся это немногим, осуществившим либо великие завоевания, либо великие злодеяния. В этой связи посмертную славу можно уподобить урагану, цунами, землетрясению, которые оставляют след как в природе, так и в памяти людей. Мирное же и спокойное правление уподобляется прохладному и тихому ветру, тёплому дождю, которые проходят как бы незаметно.

5. О совестливости

Совестливость - это та химера, от которой Правителю надо избавиться, ибо это болезнь души, передающаяся рассудку и лишающая его чистоты мышления, что, в свою очередь, ведёт к потере воли. Результатом будет неспособность управлять.

6. Об упражнении мысли и подражании

Для упражнения мысли Правитель должен кроме специальной литературы по управлению читать историю и сосредотачиваться в ней на делах великих правителей, чтобы избежать уже известных ошибок и повторить имевшие место успехи. При этом для него важно поступать так, как уже поступали замечательные люди. Так говорят, что Александр Великий подражал Ахиллесу, Цезарь - Александру, Сцепион - Киру.

7. О недоброжелательности

Надо знать, что велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить, что человек, забывающий, что делается ради того, что должно делать, скорее готовит свою погибель, чем спасение. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо гибнет среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому Правителю, желающему сохранить власть, надо научиться умению быть при необходимости недоброжелательным и пользоваться или не пользоваться этим, смотря по обстоятельствам.

  1. Макиавелли

8. О пороках

Мудрость Правителя заключается в том, чтобы избегать бесславия таких пороков, которые лишают его государства, других же пороков, не угрожающих его власти, он должен беречься, если это возможно, если же он не в силах это сделать, то может дать себе волю без особых колебаний.

9. О скупости

Правителю, чтобы не разорять своих граждан, чтобы иметь возможность защищать себя и государство, не стать презираемым, не оказаться вынужденным сделаться хищным, следует мало считаться с прозвищем скупца, потому что это один из тех пороков, благодаря которым он сохраняет власть.

  1. Макиавелли

10. О жестокости

Правитель не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать своих граждан в единстве и верности. Ведь показав в критической ситуации несколько устрашающих примеров, он окажется милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности, позволил развиться беспорядкам, вызывающим убийства и грабежи, а кары, налагаемые им, падают на отдельного человека.

11. О способах борьбы

Бороться можно двумя способами: один способ борьбы – это законы; другой - сила. Первый свойственен человеку, второй - зверю. Так как одного первого часто недостаточно, то приходится обращаться ко второму. Следовательно, необходимо хорошо владеть природой как человека, так и зверя. Этому скрытым образом учили древние писатели, сообщавшие, как Ахилл и много других древних царей были отданы на воспитание кентавру Хирону.

12. О притворстве

Нет необходимости Правителю обладать всеми добродетелями, да это и невозможно. Но непременно должно казаться, что он ими наделён. Больше того, если он их имеет и всегда поступает в соответствии с ними, они вредны, а при видимости обладания ими они полезны, так как должно казаться верным, искренним, милосердным, набожным, человечным. Должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным он мог бы и умел превратиться в противоположное.

  1. Макиавелли

13. О презрении

Правителя презирают, если считают его непостоянным, легкомысленным, изнеженным, малодушным, нерешительным. Этого надо остерегаться как подводного камня и надо суметь сделать так, чтобы в поступках его признавалось величие, смелость, обдуманность, твёрдость. По частным же делам надо стремиться к тому, чтобы приговор его или решение были нерушимы и утвердить о себе такое мнение, чтобы никто не посмел обмануть или перехитрить его.

14. О невыгодных делах

Целесообразно дела, которые могут закончиться неудачей или вызвать недовольство граждан, передавать другим. Себе же оставлять дела успешные и милости оказывать лично.

15. С чем надо бороться

Бороться в первую очередь надо с честолюбием знатных и богатых, и дерзостью народа. Не делая этого, быстро потеряешь власть.

16. О ненависти

Поскольку нельзя вообще избежать чьей-нибудь ненависти, то надо прежде всего стараться избежать ненависти всеобщей, если этого добиться нельзя, то надо всеми средствами умудриться избежать ненависти тех, кто могущественнее других.

17. Об увеличении славы

Умный Правитель должен, когда представится случай, хитро возбудить против себя некоторых врагов (слабых), чтобы, одолев их, увеличить свою славу.

18. О верности

Бывает так, что правители находят пользы больше в людях ненадёжных в начале их правления, чем в тех, кто сперва пользовался доверием. Это связано, по-видимому, с тем, что первые, ожидая плохое, получили хорошее, а вторые неудовлетворены тем, что получили. Но об этом нельзя говорить вообще, а только о том, что так бывает.

19. О почитании

Для того, чтобы Правителя почитали, он должен совершать великие дела или представлять их такими. Лучше всего все дела представлять такими. Для этого необходимо, чтобы этих дел у Правителя было немного, т.е. надо делегировать дела окружению, оставляя себе только самые выдающиеся и привлекательные для народа. Такой подход позволит создавать о себе молву как о великом и выдающемся человеке.

20. О лести

Нет средства отделаться от лести, кроме одного: люди должны знать, что они не оскорбляют тебя, если говорят правду. Но если всякий начнёт говорить правду, то пропадёт почтение к тебе. Поэтому необходимо держаться третьего пути: выбери в своём государстве немного мудрых людей и только им разреши говорить правду, причём только одному тебе и только тогда, когда ты спрашиваешь.

21. О новом Правителе

Новый Правитель куда больше, чем уже действовавший, привлекает к себе внимание своими поступками и, если в них сказывается его сила, то она действует на людей гораздо больше и привязывает их куда крепче. Ведь события настоящего захватывают людей намного больше, чем дела минувших дней, и, когда люди в настоящем находят благо, то радуются этому и не ищут другого. Напротив, они будут защищать нового Правителя, лишь бы он и в остальном был на высоте своего дела.

22. Об обвинениях

Правитель должен дать полную свободу обвинениям против всякого гражданина, чтобы обвинитель не имел никакого опасения и не подвергался никакому подозрению; соблюдая это условие, он должен сурово наказывать клеветников, которые не имели бы право жаловаться, если их наказывают, потому что имели возможность гласно обвинить того, кого они предпочли оклеветать втихомолку. Примером такого подхода является институт трибунов в Древнем Риме.

23. О воле одного

Необходимо, чтобы воля одного давала государству его порядок и, чтобы единичный ум распорядился всеми его учреждениями. Вот почему мудрый Правитель, воодушевлённый одним желанием служить не лично себе, а общественной пользе, заботящийся об отечестве, должен всеми силами стараться достигнуть единовластия. Применяемые им насилия не смогут быть осуждены, ибо цель их – исправлять, а не портить.

24. О врагах нового порядка

После того, как ты пришел к власти, необходимо обезопасить себя от всех врагов учреждаемого тобой нового порядка, иначе этот порядок будет недолговечен. Это сделать легко, т.к. в каждом государстве найдется не более 50-100 потенциально опасных высших должностей, что конечно немного. И от лиц, занимающих их, легко себя оградить двумя способами: либо лишив их политической жизни, либо дав им столько почестей, чтобы они до некоторой степени удовлетворились своим настоящим положением.

25. О наказании

Чтобы поддержать страх наказания за дурные поступки, необходимо награждать за хорошие, как было в Риме. Если ты не можешь дать много, то это само по себе еще не изменяет дела, потому что как бы сама по себе не была ничтожна награда, если она дана за какой либо подвиг, то будет оценена и принята с радостью и уважением.

26. О святости

Правитель не должен думать о своей святости, ибо это не его. Он должен думать об отчете перед Богом за то, как он правил своим народом. В этом его спасение.

27. О сохранении старых порядков

При всех переменах, проводимых Правителем, необходимо как можно долее сохранять видимость старины, так что если общественные должности подверглись совершенному изменению относительно пределов власти и сроков, то следует сохранить по крайней мере их названия. Так должен поступать каждый, кто желает учредить прочный республиканский или монархический порядок. Но кто желает установить абсолютное господство (диктатуру, тиранию), тот должен совершенно переделать все.

28. О введении новых порядков

Если твоя власть не прочна, то как только ты получил ее необходимо переделать в государстве все на новый лад. Надо учредить новое правление под новыми названиями, с новыми правами, из новых людей, сделать бедных богатыми, построить новые города, поменять столицу. В общем важно сделать так, чтобы не было ни звания, ни учреждения, ни должности, ни богатства, которые не считали бы себя обязанными новому Правителю. Примером этому служит Филипп Македонский, отец Александра, который этими средствами из ничтожного властелина сделался владыкою Греции.

  1. Макиавелли

29. О принципах правления

В большинстве случаев властвования наказания имеют большее значение нежели милость, но они должны быть таковы как по времени, так по форме, чтобы не вызвать ненависть до такой степени, что она может угрожать жизни Правителя. Поэтому мудрость Правителя заключается в том, чтобы находить равновесие в милостях и наказаниях.

30. О власти

"Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться".

Солон

31. Об опасности власти

"Одинаково опасно и безумному вручить меч и бесчестному власть".

Пифагор

32. О Правителе - сыне Неба

У древних китайцев Правитель считался сыном Неба, т.е. представителем высшей небесной силы и это правильно, потому что такое понимание роли Правителя заставляет его иметь небесное (божественное) отношение к подданным, т.е. любить свой народ и направлять свои усилия в первую очередь на его нравственное совершенствование.

33. Об инстинктах

Для управления государством и защиты его от врагов необходимо культивировать в отдельных слоях населения (армия, полиция и т.д.) такие сильные и опасные инстинкты как смелость, хитрость, мстительность, властолюбие, предприимчивость.

34. Об отношении к людям

О людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы. Пока ты им делаешь добро, они все твои, предлагают тебе свою кровь, имущество, жизнь, детей, все до тех пор, пока нужда далека, но как только она приближается, люди начинают бунтовать. Правитель, который всецело положится на их слова, находя ненужными другие меры, погибнет. Дело в том, что дружба, приобретаемая деньгами, а не величием и благородством души, хоть и покупается, но в действительности ее нет, и, когда настанет время, на нее невозможно рассчитывать; при этом люди меньше боятся обидеть человека, который внушал любовь, чем того, кто действовал страхом. Ведь любовь держится узами благодарности, но так как люди дурны, то эти узы рвутся при всяком выгодном для них случае. Страх же основан на боязни, которая не покидает тебя никогда.

  1. Макиавелли

35. О добродетелях

Правитель и особенно новый, не может соблюдать все, что дает людям добрую славу, так как он часто вынужден ради сохранения государства поступать против верности, против любви к ближнему, против религии. Наконец, он должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря по тому как велят ветры и колебания счастья, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо.

Итак, Правитель должен особенно заботиться, чтобы с уст его никогда не сошло ни одного слова, не преисполненного пятью добродетелями, чтобы, слушая и глядя на него, казалось, что Правитель - весь благочестие верность, человечность, искренность, религия. Всего же важнее видимость этой последней добродетели. Люди, в общем, судят больше на глаз, чем на ощупь - глядеть ведь может всякий, а пощупать - только немногие. Каждый видит, каким ты кажешься, немногие чувствуют, какой ты есть, и эти немногие не смеют выступить против мнения толпы, на стороне которой величие государства; а ведь о делах всех людей, и больше всего правителей, над которыми нельзя потребовать суда, судят по успеху. Пусть он заботится поэтому о победе и сохранении государства - средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены, потому что толпа идет за видимостью и успехом дела.

  1. Макиавелли

36. О мудрости Правителя

Мудрые правители особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел Правителя.

Одним из способов достижения этого является поручение дел, которые вызывали бы озлобление другим лицам. Ничто не внушает такое почтение Правителю, как великие предприятия и редкие примеры, которые он показывает собою. Примеров таких достаточно; Александр Македонский, Петр Первый, Иоанн Грозный, Наполеон и др. Правителю следует также проявлять себя покровителем дарований и оказывать уважение выдающимся людям государства в науке, производстве, искусстве, религии. Он должен, кроме того. побуждать своих сограждан спокойно заниматься своим делом, чтобы они не боялись, что у них отнимут заработанное, или обложат непосильными налогами. Не должно часто менять законы, определяющие жизнь государства и народа. Нельзя забывать ему и об отдыхе подданных, надо чтобы были праздники, как общенациональные, так и местные и профессиональные, где ему надо бывать и показывать пример приветливости и щедрости, однако всегда твердо охраняя величие собственного сана, потому что ни малейшего умаления его не должно быть никогда и ни при каких обстоятельствах.

37. Об идеальных свойствах Правителя

У восточных мудрецов мы находим некоторые свойства, которыми должен обладать Правитель: «Его телесные потребности не должны превышать того, чем довольствуются беднейшие подданные царя. Его отдых продолжается ровно столько, сколько необходимо для восстановления сил. Он тратит свое время очень экономно обращая усилие не благо державы и подданных. Он берет и дает, приближает и удаляет, приказывает и запрещает, наказывает и прощает - делает все это не под влиянием страсти, а ориентируясь на голос разума. Наконец, он справедлив. Однако обрести эта черты также трудно, как поймать птицу Феникс. Они встречаются реже, чем философский камень».

38. О неудачах Правителя

Никогда не испытать неудачи при исполнении великих должностей превыше сил человека. Это следует помнить Правителю. Неудача, если случилась, пусть не смущает твоего сердца. Но имей мужество принять ее со спокойной душой, силу, чтобы выйти из нее достойно, и мудрость, чтобы вновь не оказаться ее пленником.

39. О тех, кто не должен быть Правителем

Бог так определил требования к людям, которые не могут быть управляющими людьми: слепые, люди со шрамами на лице, с уродливыми руками и ногами, горбатые, карлики, косоглазые люди, те, у кого сыпь на коже или кожное заболевание, люди с поврежденными яичниками.

40. Каким должен быть Правитель

Тело его должно быть чистым от различных наколок, нарезов и татуировок; необходимо иметь выдержку и "не рвать на себе одежду"; иметь вид величавый, но и простой; иметь приятную внешность, голос сильный, но не громкий, а главное - быть мудрым.

41. О качествах Правителя Гая Юлия Цезаря

Надо всем преобладал в Цезаре государственный человек: всегда он имел перед глазами свою великую цель - возродить свою родину, поднять в политическом, военном, умственном и нравственном отношении глубоко павшую латинскую нацию. Удивительны духовные дарования, какие проявил Цезарь. Он обладал в высшей степени проницательным умом, невозможно лучше, чем он оценивать людей, находить для каждого место, на котором он мог бы приносить наивысшую пользу. Наблюдательность Цезаря была поразительна, благодаря ей он быстро ориентировался в самых трудных положениях, а его приказания даже там, где он распоряжался заочно, были удивительно ясны и исполнимы. Наиболее же удивительным свойством Цезаря была гениальная трезвость его ума, он все всегда оценивал верно, находил всегда наиболее легкие и прямые пути в достижении цели, никогда не увлекался чем-либо недостижимым, как бы не казалось оно заманчивым. В результате он никогда не был принужден что-либо переделывать.

С учетом изложенного опыт властвования Цезаря должен быть детально изучен Правителем государства.

42. О времени

Для душевного спокойствия, а значит и усиления разума, в поведении Правитель должен знать, что время, в которое он живет, как, впрочем, и то, что было до него и будет потом, изменчиво, неустойчиво, полно опасностей. Оно «дарит», чтобы потом «отнять». Оно буквально «завистливо», «ревниво» по отношению к человеку. Что принесет, то поменяет и изменит. Цвета времени меняются, оно становится «жестким» после «мягкости», отнимает то, что дало, разделяет то, что соединило. То мир повернется к тебе, то отвернется, он не пребывает в одном положении, но находится в изменении, не улучшит что-то, чтобы иное не испортить, не порадует одного, чтобы не огорчить при этом другого.

С учетом этого целесообразно соблюдать три правила:

Первое правило: не верь в то, что время тебе способствует не доверяйся мягкому с тобой обращению; постоянно будь на стороже. Даже если оно к тебе благосклонно, все может резко измениться: вот оно ласково с тобой и вдруг - набрасывается; вот оно сделало тебе подарок и вдруг нагло грабит.

Второе правило: поскольку время коварно и переменчиво, то не упусти те возможности, которые оно вдруг тебе предоставило. Делай как бы запас, рассчитанный на худшие времена: совершай побольше добрых дел, начинай какие-то приносящие пользу предприятия. Ни в коем случае не успокаивайся на достигнутом и, если есть самомалейшая возможность, обеспечивай свое будущее, помня, что потери неизбежны.

Третье правило: ты должен удерживаться от совершения дурных поступков и причинения зла людям. Это обезопасит тебя от «демонов отмщения», которые приносят совершаемые оплошности. Смысл здесь такой: время и без того недоброжелательно относится к людям, так не стоит увеличивать содержащийся в нем объем зла. Ведь зло может вернуться к тебе. А не к тебе - так к твоим детям. «Не буди лихо, пока оно тихо». Если ты будешь так поступать, то тебе гарантирована большая безопасность, ты будешь меньше подвержен опасениям. Кто-то из древних мудрецов сказал: «отойди от зла, и оно от тебя отойдет».

43. О судьбе и времени

Судьба проявляет свое могущество там, где нет силы которая была бы заранее подготовлена, чтобы ей сопротивляться, и обращает свои удары туда, где она знает, не возведено "плотин" и "заграждений", чтобы остановить ее.

Сосредоточиваясь, однако, ближе на частностях, скажем, что мы видим, как сегодня тот или другой Правитель процветает, а завтра погибает или теряет власть, причем не изменилась ни природа, ни свойства его. Это вызвано главным образом тем, что Правитель, полагающийся целиком на счастье, погибает, как только оно ему изменяет. Поэтому счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив тот, чьи действия с временем в разладе.

Ведь мы видим, что люди при обстоятельствах, ведущих к цели, стоящей перед каждым, т.е. к славе и богатству, поступают по-разному; один идет с оглядкой, другой стремится вперед, один берет силой, другой хитростью, один терпением, другой - совершенно обратным, и каждый может этими разнообразными средствами достигнуть своего. Видим еще, как из двух осторожных людей один осуществляет свой замысел, другой нет, и точно также как двое преуспевают одинаково, идя разными путями, причем один осмотрителен, а другой идет напролом. Бывает это не иначе как от свойств времени, к которым люди приспосабливаются или не приспосабливаются в своем поведении. Отсюда происходит то, что двое людей, поступающих различно, достигают одинакового успеха, а из двух других, действующих одинаково, один приходит к своей цели, а другой нет.

  1. Макиавелли

44. О судьбе

Судьба, как и Божье провидение, всегда сильнее человека и его действий и, если она не хочет, чтобы противились ее сокрушающей силе, она затмевает разум людей и их действия становятся неестественными и алогичными. Это заключение в высшей степени справедливо, и вот почему люди вообще не заслуживают ни похвал ни порицаний за свое счастье или несчастье, ибо в большинстве случаев мы находим, что к величию или падению их привели обстоятельства, которые зависят от воли небес и которые дали им случай действовать искусно или лишили их его. Имея в виду какую-нибудь великую цель, судьба избирает человека такого ума и таких способностей, чтобы сразу видеть все случаи, которые она ему представит.

Точно также, желая показать пример великого падения, судьба избирает людей, увлекающих государства в гибель. Если при этом встретится человек, способный воспрепятствовать ее цели, она губит его или лишает возможности действовать и приносить пользу.

45. О благоразумии и самонадеянности Правителя

Благоразумие Правителя заключается и в том, чтобы довольствоваться достигнутой победой или успехом и не искать большего без особой на то необходимости. Врагом этого тезиса является присущая человеку самонадеянность, возбуждаемая победой или обманчивой надеждой на победу; эта обманчивая надежда заставляет людей ошибаться не только в словах, но и в поступках. Забравшись с сердце человека, она увлекает их за пределы благоразумия и часто заставляет их терять случаи приобрести верную выгоду, погнавшись за неверной. Это обстоятельство заслуживает внимания, потому что люди очень часто подвергаются этому заблуждению и этим вредят целому государству.

46. О судьбе

Да, судьба правит миром и человеком, но она не отвергает его собственную волю. Человеку дана свобода воли, чтобы совершить тот или иной поступок. Человек всегда на грани выбора между добром и злом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что определённое право в своей судьбе дано человеку, поэтому он может своими действиями смягчить удары судьбы или усилить её благодатные действия.

47. Об отношении к судьбе

Раз судьба изменчива, а люди в своём поведении упрямы, то они счастливы, пока судьба в согласии с их поведением, и несчастливы, когда между ними разлад. Однако лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба - как женщина, и, если хочешь владеть ею, надо применить к ней силу.

48. О времени и изменении образа действий

Причина счастья или несчастья многих Правителей, да и людей, состоит в том, насколько соответствует их поведении времени.

Жизнь показывает, что две причины мешают нам изменяться соответственно времени: во-первых, мы не можем преодолеть наклонностей нашего характера, а во-вторых, невозможно убедить человека, которому один образ действия часто удавался, что он будет также счастлив, держась иного рода действия. Отсюда и происходит, что человек переходит от счастья к несчастью, так как обстоятельства меняются, а он не меняет своего образа действий.

49. О силе духа

Отличительной чертой Правителя является сила духа, которая проявляется в том, что он сохраняет во всех положениях одинаковое мужество и достоинство. Если же это ему не удается, то он должен хотя бы скрыть свою неуверенность и малодушие.

50. О позоре

Правитель не может подвергнуться позору как бы не поступал он в удаче и неудаче, потому что победитель ли он или побежденный, решения его все таки решения Правителя.

51. О непредвиденных случаях

Для подготовки к неожиданным случаям, выходящим за рамки обычных дел, хорошо упражняйся в намеренной мысленной борьбе.

Именно при спокойном состоянии души представляй себя под влиянием тех или иных чувств и сердечных всплесков и тут же размышляй, как поступить и какой дать им отпор. Это позволит в неожиданных случаях переходить из страстного состояния в бесстрастное.

52. О твёрдости характера

Твёрдый характер должен сочетаться с гибкостью ума, иначе это будет просто глупость.

53. О принципе необходимости

Правителю в своей деятельности больше чем другим приходится руководствоваться принципом необходимости, иногда даже в нарушение общепринятой морали. Это объективная реальность, ибо морализация "на троне" приведет к нерешительности и потере власти. Поэтому Правителю иногда приходится идти против общепринятого понятия совести, но пусть его это не смущает.

54. Об усмирении гнева

"Для того, чтобы удержаться от гнева, самое лучшее средство - то, чтобы, чувствуя поднимающийся гнев, замереть, ничего не делать: не ходить, не двигаться, не говорить. Если дать волю телу, языку, гнев будет все больше разгораться … Для того, чтобы отучить себя от гнева, хорошо приглядываться на других людей, когда они злятся. Когда глядишь на других людей и видишь каковы они в гневе, когда видишь, что они становятся похожими на пьяных, на зверей с красными, злыми, безобразными лицами, с противным, хриплым голосом, когда слышишь их сквернословие, вспомни о том, как бы и тебе не быть таким отвратительным".

Сенека

55. О неизбежности судьбы и свободе воли

История течет и, кажется неумолимо определяет ход событий. Течение событий нельзя преломить: оно берет свое. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий не является фатальным для отдельного человека и даже для общества, потому что жизнь человека - это свобода выбора между добром и злом. Совокупность же этих "выборов" и дает общий ход событий. Здесь частное входит в общее и, таким образом, влияет на него. Совокупность добрых "выборов" дает толчок в одну сторону развития истории, а злых - в другую. Отсюда неоспоримый факт, что пока побеждает злой "выбор".

56. О покорности судьбе

Бывает так, что Правитель не может изменить течение государственной жизни, поскольку не знает причины. В этой ситуации надо покориться судьбе. В покорности судьбе он найдет душевное спокойствие, а подробное рассматривание (причин), несмотря на наружную справедливость, может отнять у души это драгоценное спокойствие, ввергнет ее в сферу смущения и страсти. Вопрос здесь только в том, чтобы покорность судьбе не стала образом жизни, а была бы только временной уступкой непреодолимым и непонятным обстоятельствам.

57. О самоанализе грехов

Правителю нельзя входить в подробное и тонкое разбирательство своих грехов и греховных качеств, потому что тонкое разбирательство своих грехов даже для простого человека опасно унынием, тем более оно опасно для Правителя, ибо уныние приведет к потере воли. Для очищения души достаточно каждый вечер "поговорить" со своей совестью.

58. О потерях

"Нередко случается, что, по усмотрению Божию, отнимается что-либо вещественное и временное, а взамен его дается нравственное и духовное, вечное. А люди, привязанные к веществу и временной жизни, скорбят, не понимая, что они возводятся к бесценным, высшим благам". Эти слова Святителя Игнатия Брянчанинова следует помнить Правителю, чтобы всегда ставить духовное выше вещественного и не впадать в уныние от каких бы то ни было потерь.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: