6.13. О совершенствовании души правителя
1. О нравственном совершенствовании
Основой нравственного совершенствования является разум: он источник всякой добродетели, если конечно неподвластен страстям. Добродетель же - это середина, умеренность, мера во всяком слове и деле. Ведь одна и та же вещь способна испортиться из-за увеличения или уменьшения. Здесь можно с помощью вещей, видимых нам, сделать заключение о том, что скрыто от нас или удалено. Так, избыточные или недостаточные телесные упражнения способны плохо повлиять на силу человека. Так же и пища и питье: если их больше или меньше, чем нужно, то они смогут испортить здоровье. Мера же увеличивает его и сохраняет его. Так же обстоит дело и с воздержанностью, и со смелостью, и со всеми другими чертами. Ведь тот, кто бежит всякой вещи и всего боится, не будучи способным ничего снести, становится трусом. Но тот, кто ничего не боится, а атакует всякую вещь, становится отчаянным. Так и с тем, кто жаждет всех наслаждений: он становится алчным. А тот, кто наслаждений бежит, утрачивает способность к ощущению. Ведь и воздержанность, и смелость портятся от увеличения или от уменьшения. Их сохраняет умеренность.
2. О постепенности изменения нрава
Во многих случаях, если не во всех, воспитательное (самовоспитательное) воздействие на душу с целью изменения ее нравов должно быть постепенным. Это особенно важно тогда, когда, что называется, не за что зацепиться: душа целиком порочна или порок укоренился, и невозможно ничего переделать сразу, одним рывком.
Смягчай ее и постепенно увеличивай уступчивость, чтобы потихоньку переходила она от одного к другому, близкому состоянию, пока не дойдет до конечной цели. Вот еще разъясняющий пример. Скажем, у человека есть привычка ежедневно съедать по четыре с половиной килограмма пищи. если он хочет изменить эту привычку на ту, которая согласовывается с разумом и умеренностью, он должен каждый день уменьшать количество поедаемой пищи на 1 рубль, пока не дойдет до оптимального веса ежедневного потребления. Скупой пусть делает маленькие подарки и подает небольшую милостыню. Болтливый человек, не способный хранить секрет, пусть тренируется в неразглашении даже незначительных, мелких вещей. Таким образом, создаются новые, в том числе и - особенно - нравственные, привычки.
3. О размышлении и обучении
Человек достоин прославления за приобретенные добродетели, ибо они приобретаемы благодаря его действию, и не достоин прославления за добродетели врожденные, хоть сами они и прославляются, и это - потому, что они у него есть без усилия с его стороны. Нехорошо будет, если человек станет с осторожностью отбирать пищу для своего тела, чтобы не попалась вредная для него, и в то же время не позаботится об очищении собственных нравов и их излечении знанием, кое и есть пища для них, чтобы знание сие не было пустым или вредным. И уж коли мы заботимся обо всех органах тела, особенно о самом благородном среди них, то нам еще более пристало позаботиться о частях души, особенно о самой благородной среди них, а именно - разуме. И так же, как врач не в состоянии излечить болезни, коим подвержено тело, если не знает их действительных причин, так же и в отношении недугов души мы должны вырвать их причины. Так, когда человек почувствовал, что он совершил ошибку, и захотел не совершать ее вторично, пусть он посмотрит, в чем ее причина, коренящаяся в душе, и прибегнет к приемам для ее уничтожения. Затем, если бы не было пути для изменения нравов, то не было бы смысла в тех речах, что вложили мудрецы в свои книги об улучшении нравов, ни пользы бы не было, ни выгоды. То же самое о проповедях, которые обращены к низконравным из злых: не было бы в них смысла, если бы не стремились мы к тому, чтобы отошли они от присущего им зла.
Поэтому Правитель должен постоянно размышлять о вопросах нравственности, Анализировать поведение других людей и, находя у них моральные изъяны, стремиться к тому, чтобы ничего подобного не совершать. Прислушиваться к тому, что говорят о тебе враги, чтобы уразуметь собственные свои пороки и постараться избавиться от них (пороков, а иногда и врагов!). Вспоминать о тех, которым ты причинил зло, и ставить себя на их место. Во всем этом может помочь изучение духовных, этических и философских сочинений.
4. О доверии разуму
Поскольку душа является своего рода ареной борьбы между разумом и страстью, то «разум тут помощник, а страсть - противник. И каждый из них притягивает душу к себе, она же подчиняется тому, что с нею согласуется. Если больше в ней добродетелей, то она подчиняется разуму и является благонравной. Если же многочисленны пороки, то она устремляется вслед за страстью и является дурным нравом. Ведь разум представляет собой духовное знание, ведущее к добру, а страсть - животный характер, ведущий ко злу. Поэтому отпусти поводья души, если она покорна разуму, сдерживай ее, если она поддается страсти. Тогда она достигнет благонравия и упрямство обратит против порока. И будет она для тебя сотоварищем разуму и пособником ему. Сказано: «Душа сама по себе лишена добродетелей и пороков. Она - их инструмент, из-за которого спорят разум и страсть. Восторжествует над нею (душой) разум - использует ее для добродетелей. Возобладает над ней страсть - задействует ее для пороков».
Еще одна максима такого же рода: «Бьются друг с другом в сердце разум и страсть, И кто поборет соперника, тому победа над сердцем».
5. О душе
Небрежный подвержен ущербу. «Душа стойка и неустойчива, неприрученна и своенравна; обуздай ее - она сдержится, нагрузи ее - понесет, перестань заниматься ею - поразит ее порча». К тому же - еще сентенция о том, что душу нельзя «запускать». «С душою так - позволь ей быть беспечной и забывчивой, она сама себе присвоит больше, чем ты ей разрешил. Изменить ее прежде, чем сложилась привычка, легче, чем уламывать ее, когда возникла в чем-то нужда». В пословицах по такому случаю говорится: «Зло пресеки вначале, оно не даст потомства».
Соблюдение названных рекомендаций очень не простое дело даже для обыкновенного человека, не обремененного властью, богатством и почестями, для Правителя же это гораздо сложнее. Проблема для него заключается и в том, что ему постоянно приходится балансировать между добром и злом. Причем власть требует приоритета зла, иначе управлять людьми невозможно. Но здесь зло понимается как волевой акт подчинения, а не как обыкновенное его всеобъемлющее восприятие. Чтобы уйти от угрызений совести по поводу применения насилия Правителю целесообразно рассуждать о необходимости его в каждом конкретном случае и рассуждать таким образом, что это насилие необходимо для дальнейшей победы добродетели. То есть он выступает как промежуточный момент на пути к добру. И здесь же скажем, что Правитель должен помнить, что для него главное - спасение душ подвластных ему людей, а не только личное спасение. И именно поэтому он вынужден применять насилие. И пусть его не мучают в этой связи угрызения совести. Для отчета перед Богом ему важно будет доказать эту необходимость зла и показать те добродетели, которые оно принесло его подданным. Кроме того, перед смертью достаточно будет покаяться со слезами», т.е. от чистого сердца и Господь может простить необходимое зло, как это он простил Святому апостолу Петру, который трижды от него отрекся, но затем покаялся «в слезах».
6. О страстях
Не допускай, чтобы когда-нибудь порабощенный ум стал слугой страстей, и опять же не позволяй страстям восставать против разума и присваивать себе владычество над своею душой.
7. Об осознании собственных грехов
Когда человек видит свои многие явные грехи, то это очень смиряет, дает правильное понятие о себе, вселяет в душу страх Божий. Этот тезис особенно актуален для правителей, потому что отступление от него может привести к тирании.
8. О духовности и правлении
В настоящее время мы бедны духовностью как никогда, страсти захлестнули мир. Из этого тезиса вытекает, что в человеке верх над душой взяло тело, над ангельским стоит животное. Поэтому править приходится не ангелами, а "скотами". Этим обстоятельством определяются методы правления - сила, деньги, ложь.
9. О душевном спокойствии
"На что человеку самому себя возмущать неблагоприятными догадками, по какому-нибудь ничтожному поводу к оным? И надобно ли делать зависимым свое спокойствие от мнения человеческого? Если мы поступаем право: слава Богу и мнение человеческое лишить нас сего не может".
Митрополит Московский Филарет
10. О главном вопросе
Каждому человеку и особенно Правителю однажды будет задан главный вопрос; что ты сделал такого, что можешь мне показать? Это вопрос высшего судьи и не в этом мире, но отвечать на него придется. Для Правителя он особенно труден и смягчить его может только труд на благо веры, государства, людей.
11. Об обязанности Правителя
Обязанностью Правителя является то, чтобы приучить себя меньше жалеть людей в том, в чем они сами себя не жалеют: в потере имущества, семьи, здоровья, красоты, славы, богатства, а больше жалеть их в том, в чем они истинно жалки: в потере нравственности, чистоты разума, добронравия. И именно в этом направлении надо предпринимать главные усилия власти.
12. О необходимости духовного видения
Духовное видение возможно через определенное воспитание своего духа, которое даст Правителю характер постоянный (устойчивый), соответствующий вечности. Горизонт для него расширится, взоры выйдут за пределы земли и времени и оттуда принесут твердость неземную, пред которой земные дела принимают свои правильные (истинные) размеры. Для государственного человека это величайшее приобретение - взглянуть на землю с Божьей высоты.
13. Об очищении сердца и ума
"Очистить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко отбрасывает старую, легко усвоит себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противоположным, - это труд, это усиленная продолжительная работа, это борьба неимоверная".
Святитель Игнатий Брянчанинов
14. О добродетельности Правителя
Добродетельность Правителя не в милосердии, а в справедливости; справедливость же не в уравнении, а в разделении; разделение же должно основываться по служению Богу и государству.
15. О страхе Божьем
У Правителя должен быть только один страх - страх Божий, ибо имея его, он будет бесстрашен перед людьми, сумеет с высоты страха руководить подвластным народом, избирать правильные цели и пути их достижения.
16. Об усмирении гордыни
Для усмирения личной гордыни Правителю следует помнить слова Господа: "Азъ есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне … тот приносит много плода: ибо без Меня не может делать ничего".
|
|