карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

6.18. О многих и важных аспектах правления

1. О жестокости

При рассуждении о жестокости, необходимо учитывать, как применена жестокость. Хорошо примененная жестокость (если можно так говорить), примененная только один раз и по необходимости себя обезопасить, после чего на ней не упорствуют, но извлекают из нее возможную пользу для общества. Жестокости, примененные плохо (дурно), если в начале они редки а с течением времени все разрастаются, вместо того, чтобы закончится. Кто идет первым путем, тот удержится, кто вторым погибнет.

  1. Макиавелли

2. О критических ситуациях

Правителю нельзя основываться на том, что он видит в мирные времена, когда граждане нуждаются в государстве; тогда каждый суетиться обещает верность до гроба, хочет за него умереть, пока смерть далека. Но в минуту неудачи, когда государство остро нуждается в преданности и действиях граждан, на помощь Правителю приходят только не многие. Этот опыт тем более опасен, что его можно проделать только однажды. По этому умный Правитель должен установить такой порядок, при котором его сограждане во все времена и при всех обстоятельствах будут нуждаться в государстве и в нем самом; тогда они всегда будут ему верны.

3. О льстецах

Нет средства оградиться от лести, кроме одного: люди должны знать, что они не оскорбляют Правителя и не будут наказаны, когда говорят правду. Но если всякий может сказать правду в лицо, то пропадет почтение к Правителю (особенно это актуально в настоящее время, когда развиты средства информации), поэтому мудрый Правитель должен держаться третьего пути, выбирая в своем государстве мудрых людей, и только им он должен предоставить свободу говорить правду.

4. О распознании зла в зародыше

Правитель, умеющий распознать зло в зародыше, обладает настоящей мудростью, а она дана только немногим. Подтверждением этого тезиса служит пример крушения СССР, которое произошло только по тому, что вовремя не остановили начинающиеся смуты – межнациональные конфликты и забастовки шахтеров (это был зародыш зла, которое не распознали). Второй зародыш зла - это слепая веры высшей партноменклатуры в свою неуязвимость и правоту во всем, которую также вовремя не разрушили.

5. О правдивости

Правитель должен соблюдать данное слово и быть в жизни по возможности прямодушным, а не лукавить - это понимает всякий. Однако исторический опыт показывает, что великие дела творили правители, которые мало считались с обещаниями, хитростью умели кружить людям голову и, в конце концов, побеждали.

6. О величии и хитрости

Величие достигается, как показывает история, больше хитростью, чем силой. Несомненно, что без силы и хитрости невозможно или почти невозможно возвысится из низкого состояния до высокого положения, иначе достигнуть его можно только рождением или по наследству. Не думаем, чтобы для этого когда-либо оказалось достаточно одной силы, но хитрости одной достаточно. В этом можно убедиться, прочитав историю Филиппа Македонского, Юлия Цезаря, Сталина и многих других, которые из мрака и ничтожества достигли великого могущества и величия. Ксенофонт в «Киропедии» доказывает необходимость хитрить; он рассказывает о первом походе Кира против армянского царя, где Кир действовал так коварно и завоевал это царство не силой, а хитростью; он выводит отсюда, что государь, желающий совершить великие деяния, должен научиться хитрить. Равным образом Кир неоднократно обманывал мидийского царя Киаксара, своего дядю по матери, и историк замечает, что без этих хитростей он никогда бы не достиг такого величия.

7. О мести

Месть представляет собой форму компенсации за поражение, унижение и оскорбление. Для простого человека лучше заменить месть прощением, ибо, если ты не способен отомстить, то чувство мести приведёт тебя к болезненному состоянию и тела, и духа. Для Правителя месть как форма выражения власти в большинстве случаев просто необходима как урок для потенциальных врагов.

8. О смертной казни

Смертная казнь - необходимый атрибут несовершенного общества. А поскольку общество всегда несовершенно, смертная казнь является формой защиты честных людей от преступников. Отменяя смертную казнь для преступников, мы открываем двери для убийства честных граждан. Исходя из этого, всякая пропаганда отмены смертной казни является преступлением против честной части общества.

9. О стыде

Стыд является показателем совести, т.е. наличия божественного начала в человеке. Но люди редко стыдятся думать что-нибудь грязное, а стыдятся мнения, что им приписывают эти мысли. Стыд должен иметь разумные границы, иначе он станет помехой жизни. Для Правителя понятие стыда должно быть резко ограничено.

10. О публичной речи

Часто правильные и уместные речи не достигают желаемого результата. Причиной этого является то, что речь обращена не ко всем. Для избежания этого строй свою речь так, чтобы она была доступна самому глупому из слушателей.

11. О споре

Если ты не умеешь сохранять спокойствие в споре, хранить свой ум "во льду", лучше избегай спора, иначе вместо истины ты получишь врага.

12. О возбуждении страстей

Правителю иногда полезно создавать общественные страсти, чтобы получить выгоду от их правильного направления.

Например, страсть "врагов народа" позволила Сталину избавиться от оппозиции, сила патриотизма позволила выиграть Великую Отечественную войну.

13. О мнениях

За переворотом мнений не сразу следует переворот учреждений, наоборот, новые мнения постепенно овладевают массами, поэтому у Правителя всегда есть время либо приостановить развитие этих мнений, либо направить их в нужное русло.

14. О коллегиальности

Коллегиальность допустима при подготовке решений, но она пагубна при принятии решений и их исполнении, поскольку ведёт к безответственности и безнаказанности. Поэтому в делах государственного управления она должна быть сведена к минимуму.

15. О любви и страхе

Любовь желает, страх избегает.

Этим объясняется то, что нельзя быть Правителю одновременно любимым и почитаемым народом. Ибо почтение предполагает страх перед властью и её уважение, а любовь - равенство с властью, ибо она требует взаимности. Поэтому надо больше стремиться к тому, чтобы Правителя почитали, любовь же пусть будет выражена в отсутствии ненависти.

16. Об убеждении

Убеждение есть вера в то, что ты обладаешь безусловной истиной и способами её достижения, а также - сохранения и защиты. Поэтому ложные убеждения, рождённые сильными умами и овладевающие массами, т.е. становящиеся личными убеждениями каждого, приводили к великим трагедиям, гибели многих сотен тысяч людей. Они же (убеждения) были и основой побед и могущества государств. Поэтому правильно манипулируя убеждениями, можно добиться многого в укреплении государства и общества.

17. О добродетели

Каждая добродетель тяготеет к доверчивости. Поэтому для более лёгкого управления желательно иметь в обществе как можно больше добродетельных людей.

18. Об эгоизме

Эгоизм в умеренной форме - весьма полезное качество человека, поскольку позволяет легче им управлять, нежели альтруистом.

19. О надежде

Сильная надежда есть гораздо больший жизненный стимул, чем какое бы то ни было наступившее счастье. Это связано с тем, что надежда даёт энергию к действию или терпение в его ожидании, факт же счастья даёт только временное удовлетворение. Поэтому всели в людей надежду в лучшее будущее и в то, что именно твоя власть обеспечит сбыточность этой надежды. Сделав так, ты найдёшь опору в обществе и поддержку власти. Поддерживай религию в её деле по спасению душ - в надежде на царство Божие и народ будет покорен и послушен.

20. Об отношениях между сильными

Имеется общее правило, которое никогда или редко оказывается ошибочным: кто помогает могуществу другого, тот погибает, ибо могущество это создано им искусством или силой, а то и другое вызывает подозрительность того, кто могущество приобрёл.

21. О гордости

Человек гордый, получив каплю власти, может натворить такое, что ангелы на небе заплачут. Поэтому Правитель должен ограничивать и особо контролировать власть таких людей. Но лучше их к власти не допускать.

22. О добродетельности и гнусности

Кто прикидывался некоторое время добродетельным и потом захотел для достижения своих целей явиться злым, тот должен при этом соблюдать постепенность; надо уметь пользоваться случаем так, чтобы когда перемена в образе действий лишит человека прежних связей, он мог опереться на новые, чтобы власть его не понесла ущерба, иначе он останется один и погибнет.

23. О предзнаменованиях

Древние примеры (Израиля, Рима, России и др.) показывают, что не было ни одного примера важного события, которое не было бы предсказано пророками, святыми старцами, откровениями, снами или другими небесными признаками. Поэтому не будучи суеверным, все таки прислушивайся к этим знамениям, если в государстве есть такой человек, который бы мог их правильно объяснить, держи его при себе.

24. О гордости и смирении

Люди глубоко заблуждаются, когда думают, что укротить чужую гордость можно своим смирением. История убеждает нас, что смирение никогда (почти никогда) не ведет к добру и, напротив, всегда вредит, особенно в отношении людей высокомерных, которые из зависти или по другим причинам питают к тебе ненависть.

25. О нерешительности

Нерешительность часто вредит государственным мерам. Она зависит или от малодушия и бессилия, или от коварства лиц, которым предоставлено принимать решения, побуждаемые личной выгодой.

26. Об ошибочных рассуждениях

Кто был свидетелем мирских рассуждений знает, как часто люди заблуждаются; обыкновенно бывает, что люди рассуждающие – люди не высокого ума или не обладающие достаточной информацией и в этих случаях людские рассуждения всегда прямо противоположны истине. С учетом этого положения всякого рода референдумы и общенародные выборы не что иное как обман и растрата средств.

27. О мужестве

Когда в людях нет мужества, судьба любит показывать им свою власть; по ее прихоти государства беспрестанно падают и возвышаются, и это будет продолжаться до тех пор, пока не найдется человек, который почитал бы древние учреждения, чтобы восстановить их и, таким образом, лишить судьбу возможности обнаруживать свой произвол чуть ли не с каждым восходом солнца.

28. О терпении зла

Безрассудно терпеть зло ради выгоды, которую это же самое зло легко может уничтожить. Поэтому терпи зло до определенной меры, но лучше его не допускать во власти.

29. О приказаниях

Если хочешь давать приказания, полные мужества, то нужно быть сильным самому и тот, кто обладая такой душевной силой, дает строгие приказания, не может потом снисходить до кротости, чтобы заставить исполнить их.

Тот же, кто не обладает сильным духом, должен избегать необыкновенных приказаний, но в отношении приказаний, не выходящих из обыкновенного уровня, он может вполне придаваться мягкости своего характера, потому что такие приказания вменяются в вину законам и управлению государством, но не Правителю.

30. О грехах отцов и ответственности детей

Дети должны отвечать за грехи своих отцов, ибо это с одной стороны останавливает отцов от преступлений в силу чадолюбия и, с другой стороны, воспитывает детей в знании о неотвратимости наказания. Особенно это важно при карательных войнах, борьбе с сепаратистами, да и просто с преступниками.

31. Об обещаниях

Не следует исполнять обещания, вырванные силой, если они не касаются дел государства. Кто нарушает их не будет подвергаться осуждению. Уход от обещания обусловлен в таких случаях двумя обстоятельствами: когда уже нет той силы, которая вырвала обещание или когда вызвавшая обещание причина перестает существовать.

32. О силе и смелости

Часто силой и смелостью успевают в том, чего никогда не достигли бы обыкновенными средствами. Особенно актуально это положение в критические моменты существования государства: война, революция, смута, кризис экономики.

33. О принятии решений

Ничего не предпринимай в тревожном состоянии духа, равно ничего и не говори. Как ни благовидна бывает вспышка, и как ни правым ты себе кажешься, всё же в это время душа не может соблюсти должной меры. Отсюда ошибка.

34. О Боге

Помни, что выше тебя есть сила, которая в любой момент может лишить тебя не только власти, но и жизни. И пусть это знание тебя никогда не покидает. Помни о Боге.

35. О наказаниях

Не всегда люди получают быстрое наказание за свои дурные дела и это вызывает также и у других желание делать плохое. Поэтому наказание должно быть достаточно быстрым. Чтобы народ не развращался.

36. О приоритетах

В управлении государством необходимо обязательное выделение приоритетов развития, которые могут быть определены как на ближайшую, так и на длительную перспективу. Но предпочтение надо отдавать стратегическим приоритетам – выживания и совершенствования общества.

37. О несправедливости

Надеяться на справедливость в этом мире – пустая затея, но власть не должна допускать вопиющей несправедливости, когда она становится законом жизни. Ибо история учит, что власть и государство гибнет, когда превышено мера несправедливости.

38. О справедливости

Справедливость Правителя – это одна из основ его власти, поэтому насколько это возможно необходимо быть справедливым.

39. О правлении

"Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь Вы сами?"

Конфуций

40. ?

"Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, где еще меньшие - народ презирает их".

Лао Цзы

41. О преданности народа

"Будьте в обращении с народом строги, серьезны и он будет почтительным; если вы покажете в чем долг сына, отца, Правителя, народ будет предан, если вы будете выделять способных людей и наставлять недобродетельных, народ будет старательным, преданным, почтительным".

Конфуций

42. О том, чего надо избегать

В управлении государством избегай пустых домыслов (слухов, сплетен), категоричности и крайности в оценках людей и событий, упрямства в условиях неполной ясности, тщеславия и высокомерия по отношению к людям.

43. О принципах управления государством

"Государь должен быть государем, слуга слугой, сын сыном, отец отцом".

Конфуций

44. О правлении

"Не думай о том, что быстро добьешься успехов и не прельщайся пустячными выгодами; будешь спешить и удача отвернется от тебя, а позаришься на малое - не совершишь великого".

Конфуций

45. О правлении

Когда в государстве развит нравственный принцип и народ законопослушен, то можно действовать без насилия и быть прямым (открытым) в своих словах, но если этого нет, то необходимо действовать силой, а в словах быть осторожным (неискренним, двусмысленным).

Конфуций

46. Об обещании счастья

В управлении государством целесообразно использовать стремление людей к счастью, сущность которого для всех разная. Но этот побудительный мотив является действенным рычагом воздействия на людей. Поэтому обещай счастье, но общее - понятное для всех (например, коммунистическая идея) и в недалеком будущем, тогда надежда ожидания даст трудолюбие и покорность народа.

47. О справедливости

Для Правителя справедливость - это воля и умение воздавать каждому исключительно по его заслугам и в нужное время.

48. О свободе

Для Правителя понятие свободы должно сводится не только к исполнению законов, но при необходимости (государственной) и к их нарушению, потому что для него свобода состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом.

49. О необходимости

Для Правителя вся жизнь состоит из необходимости совершенствовать других и совершенствоваться самому. Для простых же людей необходимость заключается в первую очередь в личном самосовершенствовании.

50. О родине

Правителю надо так строить воспитательную работу в государстве, чтобы родина для каждого гражданина была ему дороже самого себя. Чтобы каждый сосредотачивал мысль прежде всего на пользе государства, после - на пользе родных, о потом уже на собственной пользе.

51. О великих целях

Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер и великую энергию, поэтому необходимо ставить перед народом в первую очередь именно великие цели.

52. О патриотизме

Без приобретения чувства патриотизма лицо мужского или женского пола, вырастая, остается лицом мужского или женского пола средних, а потом пожилых лет, но не становится гражданином и не может быть опорой для власти.

53. О чем надо помнить

Правитель должен помнить, что на пути его власти лежит болото личного благополучия граждан.

54. Об общественном мнении

Общественное мнение - это судебная инстанция такого рода, что Правителю не подобает не слепо верить его приговорам, ни бесповоротно их отвергать.

55. О подражании

Правителю важно выбрать правильный пример для подражания, потому что это избавит его от ошибок и даст основу для самосовершенствования как в интеллектуальном, так и в нравственном плане.

56. О желаниях людей

Необходимо так построить управление государством, чтобы не иссякало желание людей что-то получить в результате труда, а не по милости или случайности.

57. О наказаниях

При определении политики наказания лишением свободы Правитель должен смотреть не на Запад, а на Восток. То есть тюремное заключение должно быть жестким с тем, чтобы у преступников был ужас перед тюрьмой. Тогда резко сократится количество рецидивов и уровень преступности. Химера "прав человека" для преступников у Правителя не должна существовать.

58. О словах

"Слово человеческое может быть и заострено как меч, и тогда оно будет ранить и убивать; и может быть умягчено как елей, и тогда будет врачевать".

Митрополит Московский Филарет

59. Об информации

Не должно, чтобы в государстве все знали все, т.е. информация должна быть "дозированной" и быть под контролем государства. Ибо много людей со слабым умом и просто больных. Получение ими лишней и противоречивой информации приведет к еще большему ослаблению их умственных способностей, потере ориентации и навредит государству.

Кроме того, выход информации из под контроля государства ведет к вакханалии средств массовой информации, они превозносят себя до уровня власти, хотя должны быть слугами власти.

60. О молчании

Во всяком деле Правителю важно соблюдать принцип: сначала дело, а потом слово, т.е. всякое решение необходимо доводить до граждан либо когда оно уже исполнено, либо, когда нет сомнения, что оно будет исполнено. Здесь следует помнить слова Митрополита Московского Филарета: "В молчании все родится и растет. Дела, о которых рано провозглашают, часто кончаются звуком слов".

61. О постепенности действий

Если в государстве установились беспорядки, которые уже стали привычкой, то устранение их необходимо проводить так, чтобы порядок не показался стеснением прав для многих.

62. О пределах мирного исправления

"Миловать и тайно врачевать - бесспорно хорошо, когда так приемлится врачевание. Но когда явен поступок и явно неповиновение исправлению, и когда человек стремится на стропотный путь; не знаю, довольно ли сказать: поди с миром. Надобна некоторая осторожность, чтобы своеволие и худой пример не являлись побеждающими и торжествующими".

Митрополит Московский Филарет

63. О дальновидности

"Надобно при открывающихся случаях не глядеть на теперешнюю минуту, а сколько-нибудь далее".

Митрополит Московский Филарет

64. О словах

"Не расточайте великих слов для мелочей. Берегите их для того, что истинно велико".

Митрополит Московский Филарет

65. О наглости

Наглость подданных надо пресекать быстрее чем пожар.

66. О честолюбцах

"Препятствием на пути честолюбцев к власти является назначение (избрание) на руководящие посты в государстве достойнейших людей, независимо от того, хотят они этого или нет".

Аристотель

67. О богатстве

Следует помнить, что излишнее благосостояние и досуг скорее могут испортить характер людей, чем занятие их посильным трудом и стремление к благосостоянию.

68. О речи

Когда люди говорят хитро, красиво, мудрено, они либо хотят обмануть, либо прославиться. Таким людям не стоит верить и приближать их к себе.

69. О Божественной поддержке

Во всяком деле и особенно при великом начинании Правителю следует обращаться к высшей силе - Богу, и просить его благословения.

70. О слухах и спокойствии

Правителю надо очень осторожно относиться к слухам о себе, потому что люди почти всегда плохо говорят о правителях, а доносчики доносят именно плохие слухи - это может отнять покой, вовлечь в водоворот подозрительности, ненависти и кровопролития.

С другой стороны, можно совершенно упустить важные сведения, если полностью отказаться от слухов о себе, что создаст угрозу для жизни. Поэтому надо иметь мудрость, чтобы соблюсти меру по отношению к слухам.

71. О высшем смысле правления

"Когда ты явился на свет, ты плакал, а кругом все радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался"

Индийская мудрость

72. О вине и правоте

Нельзя, чтобы осознание вины размягчало сердце Правителя, ибо это делает его безвольным, но нельзя также, чтобы его одолевало желание быть всегда правым, ибо это окаменит его сердце и сделает жестоким и высокомерным.

73. О преподнесении истины

Знай, что люди не соглашаются с истиной чаще всего от того, что они чувствуют себя оскорбленными той формой, в которой предлагается им истина. Такая ошибка наиболее присуща именно людям власти.

74. О воспитании

Во многих странах мира правителями в настоящее время совершается великая ошибка, которая заключается в том, что из школьного образования изъято религиозное воспитание, которое дает правильное понимание жизни и приучает к покорности и повиновению. В результате из школы выходят не законопослушные граждане, а сырая масса, порождающая алчных людей, анархистов, террористов и прочий человеческий мусор.

75. О своевременности действий

"Рассматривайте трудность, когда она еще легка. Обращайтесь с большой вещью, когда она еще мала. Самые трудные предприятия мира возникают, когда они легки. Самые великие предприятия возникают, когда они еще малы".

Лао-Тсе

76. О страдании

Поскольку страдание неотъемлемо от каждого конкретного человека, постольку оно является и постоянным атрибутом общества. Оно очищает как человека, так и общество как физически, так и духовно. Задача Правителя не допустить такого страдания, которое может сломить как человека, так и общество. Что до этого уровня не должно волновать Правителя.

77. О многопартийности

Правителю будет сложно услышать голос истины среди возбужденных криков множества советников и партий.

78. О том, что не нужно делать Правителю

Правителю надо уподобляться тому "блаженному мужу, который не ходил на совет нечестивых и на пути грешных не стоял и в заседании кощунствующих не сидел" (Пс. I. 1)

79. Об отношении к людям

Правителю для сохранения власти необходимо руководствоваться двумя принципами. Первый касается людей богатых и влиятельных - здесь принцип: разделяй и властвуй. Для остального народа принцип: объединяй и властвуй.

80. О лжи

Правителю, как никому другому, приходится часто сталкиваться с ложью, поэтому, чтобы она его не захлестнула нужно иметь ясный ум или честных советников. Лучше же всего иметь и то и другое.

81. О подходе к делу

В каждом деле надо соблюдать три правила: во-первых, подчинять свои стремления разуму, т.е. чтобы страсть не затмила ум, чтобы просчитать исход дела; во-вторых, принимать во внимание сколь важно, то, что мы хотим совершить, чтобы не брать на себя трудов ни больших, ни меньших, чем требует дело; в-третьих, соблюдать меру во всем том, что относится к внешнему впечатлению благородства и к достоинству. Из этих трех правил самое важное - первое.

82. О вреде критики

Если бы матросы вздумали бранить капитана, солдаты - командира, больные - врача, то кого бы они стали слушать? Или как первый бы мог добиться спасения плывущих, второй - победы над врагом, третий - выздоровления больных? Также, если будут бранить Правителя, как можно найти послушание и уважение подданных? Ответ один: надо поставить дело так, чтобы быть вне критики.

83. О привлечении сердец

Находясь среди народа, делай так, чтобы твоя улыбка, твое слово, твой жест доходили и до самого незначительного человека. Каждый должен чувствовать твое внимание и благожелательность.

84. О мнении большинства

Знай, что мнение большинства в большинстве случаев ошибочно, потому что отражает сущность людей низких, не способных осмыслить общие (государственные) вопросы, но понимающих только вопросы частные, связанные с необходимостью ежедневного выживания.

85. О воспитании граждан

Воспитание граждан необходимо организовать так, чтобы главным их стремлением было общее благо и интересы отечества.

86. О насаждении аристократизма

Правитель для развития государства вынужден прибегать к насаждению аристократизма в обществе, которое заключается в том, чтобы лучшие люди в государстве могли иметь досуг и ни в чем не имели неподобающего с собой обращения, будут ли они должностными лицами или частными лицами. Они - тот стержень, на котором крепится материальное и нравственное благополучие государства.

87. О зарождающемся зле

Суметь понять зарождающееся зло (для государственного строя) в самом начале - дело не первого встречного, а опытного государственного мужа. Но чтобы стать таким надо много размышлять о государственных делах и иметь опыт государственного управления.

88. О тех, кем легче и кем труднее управлять

Легче всего управлять земледельцами, затем рабочими предприятий, далее интеллигенцией, занятой конкретным трудом (инженеры, медики, строители и т.д.); затем идут ученые; за ними творческая интеллигенция. Именно она является рассадником разных вольнодумств, диссидентов, "борцов" за права человека. Именно среди них больше всего шизофреников, революционеров, бунтарей. А главная причина здесь в том, что единицы из них талантливы по-настоящему, а тысячи "псевдоталантов" ищут беды свои в окружающих и в том числе во власти. Именно поэтому эту прослойку людей власть всегда должна держать в "узде".

89. О воспитании молодежи

Воспитание молодежи должно соответствовать тому государственному строю, в котором они родились и живут. Ибо, если воспитывать молодежь в монархическом государстве по демократическим принципам, то это означает гибель монархии и наоборот. Так было с Россией: во времена монархии начало развиваться либеральное воспитание и монархический строй рухнул, так было и в древней Греции и Риме.

90. О тех, кто достиг власти

Тот, кто достиг власти, должен бросить прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие, отсечь страсти от сердца и воспринять дело строгого самоотвержения. Это обеспечит свободу разума, закрепощение страстей и даст необходимое время для управления государством.

91. О лекарстве от собственной надменности

Власть многих приводит к надменности, которая в свою очередь приводит к ненависти окружения и народа. Для недопущения надменности правитель должен помнить о покаянии. Его совесть должно быть ему постоянным следователем, прокурором и судьей. Но и в покаянии надо иметь разумные пределы, ибо излишнее самобичевание и самобичевание приведет к угнетенности духа и потере воли.

92. О гонении во власти

Гонение во власти означает, когда вокруг тебя появляются заговоры, недовольство окружения, смуты в народе, глады и моры. Как поступить в этой ситуации? Обычный человек, когда его гонят, должен уйти. Но не так с Правителем, ему в случае гонения уходить нельзя, но воспринимать это как испытание. Ибо если ты уйдешь, начнется борьба за власть, в которой пострадают многие и особенно народ, т.е. всякая смена власти ведет к нестабильности. С другой стороны, сдача власти может привести (если это диктатура, монархия) и к потере жизни как твоей, так и твоих родных.

93. О праве на суд

Правитель должен иметь не только право на помилование, но и право на суд. Во-первых, для того, чтобы там, где закон не совпадает со справедливостью, обеспечить справедливость, во-вторых, для устранения людей сильных, которые могут купить или запугать правосудие.

94. О кресте власти

Господь говорит: "Иже хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет". Крест здесь - это всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налагающие и извне и изнутри на пути добродетельного исполнения заповедей. То же самое и с властью; получив ее, ты получаешь и тягость забот не только о своей душе, но и о душах многих. Ты распинаешь себя между исполнением заповедей и искоренением зла в государстве, которое иногда требует отступления от заповедей. В результате Правитель несет двойной крест. Но это конечно в том случае, если он служит отечеству и Богу, т.е. является человеком нравственным и добродетельным. В противном случае он становится либо тираном, либо марионеткой ближайшего окружения.

95. О лукавом уме

Когда ум прост, тогда в душе светло. Когда ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой, тот, который принимает слова власти и верит ей, а значит и подчиняется без усилий. Ум лукавый тот, который приступает к словам и делам власти с лукавством, хитрым совопрошчеством. Он приступает к ним не как гражданин, но как перманентный критик. Не жди от такого ума понимания и добровольного повиновения, а в случае опасности - поддержки. Для управления такими людьми есть только два способа - сила и хитрость.

96. О внешнем виде

Назареяне не поверили слову Господа от того, что живя среди них Он не имел во внешнем своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Из этого Правителю следует взять за необходимость иметь представительную внешность, вызывающую почтение у подданных, что касается светлости (лика), то здесь все зависит от души Правителя и дай Бог, чтобы и она была светлой.

97. О силе лжи

Сила лжи такова, что одной и той же ложью можно обманывать народ несколько раз. Но для этого необходимо два условия: определенный разрыв во времени и чтобы она исходила от разных лиц власти.

Это свойство лжи Правитель может использовать, когда он ясно видит, что народ не понимает целей государства и нет иного пути, как ввести его на определенный период в заблуждение, либо, когда этого требуют личные цели Правителя по укреплению власти.

98. О постепенности изменений в обществе

Вифсандского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так, что он стал видеть все ясно. Отсюда мы возьмем следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего, т.е. в воспитании и духовном совершенствовании общества. То же самое касается вообще всех переустройств и реформ в мирное, но не критическое время.

99. О великом деле

К свершению великого дела человек не приготовленный не годится. К такому делу баловень счастья не годится. К такому делу раб мнения человеческого не годится. Приготовленность же означает достойное прохождение путей испытания и скорбей, тяжкий труд и самоотвержение. Поэтому на важные посты в государстве, особенно в тяжелые для него времена, назначай людей испытанных жизнью.

100. О лжи

Средство погубления человеческого рода, употребленная падшим ангелом - это ложь.

Путь лжи следующий: она действует сначала на образ мыслей; будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет все тело его и душу. Тот же путь проходит и истина, но, конечно, с другим результатом.

Зная эту логику, Правителю важно вовремя остановить (или запустить) необходимую мысль (идею) для достижения поставленных целей. Вопрос здесь будет заключаться только в том, как скоро она овладеет сердцами граждан.

101. О силе слова и дела

Слово действует прямо на ум и сердце человека. Но это только тогда, когда человек верит в Бога или (и) во власть. Если человек неверующий, для укрепления веры Господь посылает знамения, чтобы через чувственное восприятие он воспринял веру умом и сердцем. Так было на заре христианства, так надобно и сейчас. Что касается власти, то здесь то же самое, когда верят во власть - слово действенно, когда нет - оно требует подтверждения делами. Поэтому там, где потеряна вера народа во власть, ей необходима показательность дел самым наглядным и понятным образом.

102. О гордости

Наклонность к гордости бывает даже в самых очищенных душах - так считают святые старцы. Поэтому Правителю при достаточном уме и опытности легко использовать эту человеческую слабость.

103. О льстящих

Льстящие льстят для того, чтобы уловить, подсмеяться, повредить. Бойся льстящих. Воспринимай их слова с холодным сердцем и тогда устоишь.

104. Об изменяемости человека

Правителю не следует удивляться, видя в себе постоянную изменяемость, не надо надеяться от нее избавиться до смерти и не обольщаться этой надеждой. Но зная это, надо идти по пути изменения от телесного к духовному, но не наоборот.

105. Об отчаянии

Самый большой грех человека - это отчаяние, порожденное сломленной гордостью (верой в себя), ибо в отчаянии человек не надеется на Бога и этим его отрицает. Для Правителя отчаяние - грех тяжелый вдвойне, ибо за ним стоит народ, которому передастся отчаяние Правителя, и тогда страна погибла.

106. О развлечениях

Море, взволнованное ветрами, и после того, как ветры утихнут, в течение значительного времени продолжает волноваться. Так и ум, подвергшийся влиянию развлечения в течение значительного времени продолжает чувствовать его влияние. Этим "засоряется" чистота ума. Правителю, дабы избежать этого, надо чтобы развлечения были и редкими и чистыми.

107. О цели

"Понимая цель, надо оставлять средства без особого внимания" - эти слова святителя Игнатия Брянчанинова, касающиеся, конечно, целей духовнях, Правитель может использовать и в практической деятельности, когда он ясно понимает цель и необходимость ее достижения, а окружение - нет, то можно уйти от моральной стороны используемых средств.

108. О единстве власти и народа

Единство власти и народа имеет место только там, где воля Правителя выражает мысль его народа, а воля народа становится мыслью Правителя.

109. О страхе

Святые старцы говорили, что страх есть принадлежность праведных, в коих качествует средняя мера любви, а совершенная любовь есть уже принадлежность очищенных. Сказанное свидетельствует, что нет иного пути к любви как только через страх Божий. То же и во власти, чтобы народ полюбил Правителя первым шагом должно быть наличие страха перед властью; в сочетании его со справедливостью он перерастет в почитание и любовь народа.

110. О падении

Правителю следует всегда помнить следующую мысль: "Когда взойдешь на высоту (власти), тогда велика в тебе потребность в ограждении (осторожности): ибо если упадет стоящий на полу, то вскоре встанет, а упавший с высоты подвергается опасности умереть".

111. О многословии

У святых старцев сказано: "Многословие безмерно рассеивает ум и делает его неспособным к духовному деланию … Посему тщательно должны блюсти мы язык свой - одно доброе дело сделало некогда непотребного разбойника чистым и святым и в рай того ввело. И одно непотребное слово заградило вход в землю обетованную Моисею". Эти слова актуальны для каждого, но для Правителя более того, его слово воистину должно быть на вес золота.

Помни, что от слов и слава, и унижение. Слово умное и душеполезное есть дар Божий; напротив, слово пустопорожнее никому не приносит пользы.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: