карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

6.19. Полезные мысли о разном для правителя

1. О жизни

Конкретное знание жизни, видение ее поднаготной, есть очень горькое знание. Жизнь человека в цивилизации имеет непреодолимую тенденцию к разложению, развращению, падению в духовную пустоту.

2. О козле отпущения

У людей есть непреодолимая потребность в козле отпущения, во враге, который виновен во всех несчастьях и которого можно и даже должно ненавидеть. Правитель должен умело использовать эту потребность людей и при необходимости предоставлять народу такого козла отпущения. Им могут быть евреи, коммунисты, демократы, олигархи, масоны и др., потому что народу всегда есть за что их ненавидеть.

3. О политике

Политика не должна поглощать досуга людей, отрывать их от работы, а должна обеспечивать им порядок, законность, справедливость и удобство жизни. Потому что кипение в политических разногласиях, страстях и интригах тщеславия и честолюбия - есть не культура, а растрата жизненных сил и возможностей. В дополнение к этому - политическое дело требует особых знаний, изучения, подготовки, опыта и таланта, которыми "все" никогда не обладали и обладать не будут. В этой связи политическое дело всегда было и будет делом компетентного меньшинства. Все это означает, что современные крайности демократии являются нездоровым заблуждением или политическим вредительством.

4. О лжи

Ложь - это способ защиты собственных интересов хитростью, но не силой и волей. Поэтому ложь- удел или слабых, или коварных.

5. О надежде

Надежда даёт нам силы выживать в самых сложных условиях, но она же и удлиняет наши мучения. Поэтому всякая надежда должна иметь разумные пределы.

6. О несправедливости

Несправедливость правителей, которая возмущает многих, совсем не так велика, как это кажется простым людям. Потому что, чувствуя себя высшими существами с более высокими притязаниями, они более холодны к последствиям своих поступков, их совесть спокойнее. Ведь даже мы не ощущаем никакой несправедливости, когда убиваем комара или муху. Кроме того, делающий несправедливость и получающий её, испытывают совершенно разные чувства, поэтому нельзя измерять вину одного по страданиям другого.

7. О морали

Мораль - это соотношение добра и зла, личной и общественной пользы. Мораль противоречива, т.к. то, что полезно мне, может быть вредно для общества и наоборот. Мораль господина и раба, Правителя и подчинённого часто могут не совпадать. Поэтому в обществе, в его сословиях существуют различные моральные принципы, порой совершенно не совместимые. Эта проблема вечна, поскольку для единой морали должен быть "единый" человек. С учётом изложенного можно сказать, что у Правителя должна быть мораль силы, у граждан - мораль смирения.

8. Об удовольствии

Удовольствие необходимо человеку, т.к. оно компенсирует его страдания и делает человека добрее, лучше. Создаёт для него надежду на повторение удовольствия и служит стимулом для деятельной жизни. Удовольствие может быть чувственным, например, от пищи, женщины, но может быть и нравственным от достижения успеха, ощущения силы воли, власти. Но удовольствие, если оно выходит за рамки чувства меры, может принести не только вред, но и погибель как физическую, так и нравственную. Поэтому придерживайся принципа: «не отказывай себе в удовольствиях, но не будь их рабом».

9. Об эгоизме

Эгоизм сам по себе не является злом, потому что в чистом виде это забота о самом ближнем, т.е. о себе. Злом он становится только тогда, когда переходит границы необходимой заботы о себе и этим наносит вред другим эгоистам.

10. Об аскетизме

Аскетизм - удел слабых духом и слабых волей, тех, кто за невозможностью подчинить себе других, пытается подчинить себе свое тело, терзая его самыми различными способами. Такая форма аскетизма не что иное, как выражение неудовлетворённого самолюбия. Другая форма аскетизма - для спасения души, т.е. для подавления страсти, весьма эгоистична, потому что вопрос стоит только о личном спасении. Но, не находя ничего высокого в аскетизме, скажу, что он менее вреден для общества, чем эгоизм, но, одновременно, и менее полезен, потому что эгоизм - это действие, а аскетизм - бездействие.

11. О женщинах

В состоянии ненависти женщины опаснее мужчин: во-первых, потому, что их возбуждённое враждебное настроение не сдерживается никакими соображениями справедливости, и, во-вторых, потому, что они привыкли отыскивать уязвимые места и колоть в них до бесконечности.

12. О жёнах

Нет ничего страшнее злой жены, но для сильного ума такая жена может оказаться и полезной. Об этом свидетельствует опыт Сократа, жена которого - Ксантиппа всё более и более вгоняла его в его своеобразное призвание, делая ему дом и домашний уют бездомным и неуютным: она научила его жить вне дома, всюду, где возможно, болтать и быть праздным, и тем создала из него величайшего афинского уличного диалектика.

13. О войне

Война порой необходима для общества, как и болезнь для человека, из неё общество выходит более сильным и способным для добра. Наверное поэтому история человечества - это история войн. Войны обеспечили жизнестойкость сильных рас и наций и уничтожили более слабые.

14. О справедливости

Справедливость в истинном смысле проявляется только тогда, когда высшие сословия добровольно делятся с низшими, когда же низшие сословия требуют равенства- это просто алчность угнетённой массы.

15. О семье

Семья как форма первичного звена государства полезна для общества, поскольку она является основой патриотизма, который, в свою очередь, во-первых, построен на преодолении личного эгоизма настоящего момента и, во-вторых, на расширении эгоизма во времени, так как человек пытается создать для своих детей лучшее будущее и поэтому преследует цели, лежащие за пределами продолжительности его личной жизни, т.е. уже цели патриотически-государственные.

16. О тяжёлом труде

Во всяком обществе тяжёлый труд и жизненная нужда выпадают на долю тех, кто менее страдает от этого, т.е. на долю самых тупых и смиренных людей.

17. О счастье

Судьба людей так устроена, что человек может иметь только счастливые мгновения, но не счастливые эпохи. Но даже в такие мгновения радость омрачается опасениями за сиювременность этих мгновений и ожиданием несчастья.

18. О богатстве

Богатство необходимо, ибо оно избавляет человека от отупляющего физического труда и создаёт аристократию духа, т.е. ту прослойку общества, которая может и способна создавать духовные ценности как для себя, так и для других. Но размеры богатства надо ограничивать.

19. О привычном и непривычном

Кто уклоняется от привычного образа жизни и мыслей, тот может стать жертвой непривычного (например, учения, отшельничества), кто же постоянен в привычном, делается его рабом. Поэтому и то и другое опасно для человека, когда выходит за рамки разумной меры.

20. О жизни

Жизнь состоит из мгновений высочайшего значения (подвиг, любовь, успех и т. д.) и бесчисленного количества промежутков между этими мгновениями, являющихся лишь бледным их отражением. Многие же люди живут только в этих промежутках. Поэтому власти для поднятия духа народа необходимо создавать мгновения высокого значения. Ими могут быть война, научные достижения, великие стройки, всенародные праздники и даже спортивные достижения.

21. О долгах

Одним из самых страшных грехов является грех перед своими потомками. Для Правителя таким грехом будут долги государства, которые ложатся бременем на будущие поколения. Поэтому мудрые и честные правители не допускают таких долгов, чем оставляют о себе светлую память.

22. О безумии

Безумие отдельного человека - довольно редкое исключение, коллективное безумие (партий, народов) - правило.

23. О лжи

Люди легко врут языком, но лицо всё-таки говорит правду.

24. О ненависти

Главная причина ненависти - зависть. Она всегда есть у низших по отношению к высшим. Поэтому, пока есть это разделение, изжить ненависть невозможно, возможно только её придавить.

25. О морали

Всякая мораль есть способ сохранения общественного равновесия путём подавления страстей. Поэтому необходимо воспитание детей осуществлять в свете морали с самого раннего возраста. Безморальное воспитание принесёт не пользу, а вред.

26. О женщине

Ошибку совершает тот, кто отрицает глубочайший антагонизм между мужчиной и женщиной, наличия между ними враждебного напряжения. Мечтать здесь о равенстве и равноправии - типичный признак тупоумия. Поэтому делай так, чтобы женщина была счастлива, но не равноправна, относись к ней по-восточному.

27. Об эмансипации

Эмансипации добиваются женщины, либо не могущие быть желанными для мужчин, либо - психически ненормальные. Что касается мужчин, борющихся за эмансипацию, это - тупицы мужского рода. Одно из самых трагических последствий эмансипации - это то, что от неё женщины становятся ещё более истеричными и не способными рожать здоровых детей, т.е. выполнять свой первый и последний долг. Именно в этом опасность для государства и общества.

28. О наследственности

Из души человека нельзя изгладить того, что больше всего любили его предки и чем они постоянно занимались: ремесло, земледелие, ростовщичество, военная служба. Поэтому совершенно невозможно, чтобы человек не унаследовал от своих предков их качеств и пристрастий. В этом заключается проблема расы, нации, народа. В этом основа их различий и неравенства.

29. О сострадании

Там, где слишком много сострадания, теряется жизненная энергия, слёзы смывают силу.

30. Об оценке достоинств

Всегда было и будет, что люди замечательные своими доблестями в трудные времена для государства, забываются в спокойное время; зависть, сопровождающая известность, возбуждает против них множество граждан, считающих себя не только равными, но и выше их. Поэтому только в трудные времена прибегают к истинному достоинству, когда же все спокойно, то обыкновенно предпочитают людей не доблестных, а отличающихся связями и богатством.

31. Об истине

Истина не всегда познается умом, иногда она исходит из сердца, но в таком случае все же необходимо между познанием истины и действиями выделить определенный период времени на размышление и рассуждение, ибо истина, познающаяся через сердце, все же требует осмысления умом. Иначе это может оказаться просто душевным, страстным порывом, который зачастую бывает ошибочным.

32. О зле

Всякое зло есть душевный недуг, а добродетель соответствует здравию. Поэтому для каждого похвальна справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Эти добродетели душе более свойственны, нежели телу здоровье. Их то и необходимо развивать в твоих гражданах.

33. О красоте души

Красота души есть соразмерность в добродетели, а безобразие – нарушение меры вследствие порока.

34. О воздержании

Воздержание должно быть для каждого определяемо по его телесной силе, чтобы не останавливаться на том, что ниже силы, какая есть в человеке, не простираться до того, что выше силы.

35. О треволнениях

Удовольствия отнимают твёрдость, роскошь изменяет мужество, уныние расслабляет силы, клевета наносит оскорбление, лесть прикрывает собой злоумышление, страх делает так, что человек падает в отчаяние. В таком треволнении постоянно обуревается человеческая природа.

36. О скорби и надменности

Скорби внушают смирение, а ублажение производит надменность. Поэтому надо находить средний путь, который будет заключаться в необходимом объёме скорбей, обеспечивающих послушание и устранение ублажений, приводящих к надменности и неповиновению.

37. О необходимом

Избегай излишнего, как бесполезного, а ищи необходимое, как обеспечивающее жизнь и не подлежащее осуждению ни с какой стороны.

38. О жёнах

Как от бурь и непогод тонут корабли, так и от плохих наклонностей жён гибнут немощные души их сожителей.

39. О пьянстве

Пьянство есть добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство - матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного - похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок.

40. О зависти

Другой страсти, более пагубной, чем зависть, не зарождается в душах человеческих. Она обыкновенно вредит не только тем, кому завидуют, но и пожирает душу, которая ей мучается.

41. О душе

Почаще бей душу свою, чтоб не вознеслась чем-либо, ибо нечем.

42. О грехах и покаянии

Когда Господь требует чистоты и святости, то требует непрерывной святости не непременно, а очищения грехов в покаянии и исповедании требует непременно. Мешают не грехи содеянные, но не исповеданные и не покаянные. В этом та “соломинка“, которая даёт возможность Правителю спастись.

43. О слабости

Если ты слаб во времена беды, то ты действительно слаб.

44. О несчастьях

В Библии определено, что есть четыре вещи, которые приносят несчастья и которые земля не выносит: слуга, который становится царём, глупый, у которого есть всё необходимое, женщина, исполненная ненависти, но всё равно находящая мужа, и служанка, властвующая над своей хозяйкой.

45. О богатстве

Те, кто хотят быть богатыми, обычно попадают в ловушку и создают себе искушение, поддаются многим вредным и глупым желаниям, которые ввергают их в бедствие и погибель. Будь осторожен с такими людьми.

46. О цели

Кто имеет конечную цель, тот повинуется закону, ибо он не только руководит сам собой, но и подчиняется руководству. У кого нет цели, у того нет Родины, нет святыни. Отсутствие целей есть величайшее несчастье, как для человека, так и для общества.

47. О научно-техническом прогрессе

Научно-технический прогресс должен жестко регулироваться властью, ибо при свободном развитии его люди становятся рабами машин и губят среду обитания. Примером этого служит изобретение автомобиля. Поэтому главный принцип в развитии научно-технического прогресса – это принцип необходимости.

48. О нравственном идеале

Подчиняя свою жизнь нравственному идеалу, нация желает подчинить себя Божественному руководству, и ищет верховной власти – Божественной в лице духовно-светского лидера. Такой всеобъемлющий идеал может дать только религия, а не какие-либо философские системы, потому что только она ставит высшую Божественную Личность превыше всего в природе, и таким образом в нашей человеческой жизни сохраняется место для начала нравственно-личного.

49. Об искусстве политики

"Искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным"

  1. Гельвеций

50. О воспитании

Редко бывает такое, когда человек, уважающий и почитающий старших, родителей мог бы выступать против Правителя. Поэтому необходимо направить воспитание детей и юношества именно в этом направлении.

51. Об образовании

"Если человек не стремится к просвещению, то не стоит наставлять его на правильный путь; тот, кто считает себя слишком умным, того не следует учить уму; того, кто не может найти по одному углу три других, не следует просвещать".

Конфуций

52. О нравственности

Если народ можно заставить быть послушным, то нельзя заставить быть его нравственным, здесь требуется длительное воспитание.

53. О правильности дел

"Если дела Правителя верны, то за ним и пойдут люди без всяких приказов, если дела правителя неверны, то народ не повинуется ему, хотя ему и приказывают.

Конфуций

54. О сущности счастья

Счастлив тот, кто довольствуясь необходимым, имеет хорошее расположение духа, несчастлив тот, кто имеет многое, но не имеет душевного веселья и покоя.

55. О совести

"У сильных натур совесть самонадеянна, у слабых и несчастливых - робка, у неуверенных в себе - беспокойна и т.д.; она - оружие владеющих нами чувств и правящих нами предрассудков".

  1. Воевенарг

50. О труде

Труд сам по себе не является добродетелью, но он - условие добродетельной жизни, поэтому Правителю необходимо создавать такие условия в обществе, чтобы труд для каждого был естественной необходимостью.

51. О войне

Война - необходимость несовершенного общества, порождение страстей человека и пока несовершенен человек, войны неизбежны. Вопрос заключается только в том, чтобы по возможности их избегать. Но если этого не далось, войну надо воспринимать как форму либо защиты власти, либо ее укрепления.

52. ??

"Начало всего … есть благоразумие … От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить нравственно и справедливо, не живя разумно".

Эпикур

53. О доверии

"Не доверяй человеку, который все находит хорошим, который все считает дурным, а еще больше человеку, который безразлично относится ко всему".

  1. Лафатер

54. Об образовании

Всеобщее и полное образование для всех исторически подтвержденная глупость, требующая излишних государственных затрат. Нет необходимости учить дураков и нежелающих учиться, потому что их приход в интеллектуальные сферы только испортит дело. Кроме того, это создаст дефицит рабочей силы в сферах, требующих простого, но всегда необходимого труда. Учить надо способных, ответственных и нравственных.

55. О людях

Ныне всякий имеет более или менее свой образ мыслей, своею религию, свой путь, принятые произвольно или случайно, признаваемые правильными или только оправдываемые. Это "бесчисленное стадо, потерявшее связь и единство в истине и духе", представляет вид величайшего беспорядка. Каждая "овца" идет в свою сторону, никто ее не останавливает, никто о ней не заботится. В духовном плане люди "не видят и не слышат". В этом сложность управления людьми в настоящее время, особенно в критические моменты для государства.

56. О клевете

"Клевет бояться не должно: а брать против них осторожность нужно. Клеветы и учат осторожности; а осторожность делает бессильными клеветы".

Митрополит Московский Филарет

57. Об обхождении с людьми

"Обхождение простое, мирное, спокойное, как без изысканной ласки, так и без ухищрений холодности, полезно в отношении к немирным и не повредит мирным".

Митрополит Московский Филарет

58. О правде

"Правду говорить дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность и любовь к ближнему: но сие делать надобно, сколь возможно без осуждения ближнего и без тщеславия и привозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны, и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда".

Митрополит Московский Филарет

59. О слабых доказательствах

Твердой истине слабые доказательства не помогают, а только вредят, являясь для врагов уязвимым местом.

60. О печальной истине

"Истину, хотя и печальную, надобно видеть и показывать, и учиться у нее, чтобы не дожить до истины более горькой, уже не только учащей, но и наказующей за невнимание к ней".

Митрополит Московский Филарет

61. О настоящем веке

"Век сей лукав; чистому добру неохотно верит; случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий"

Митрополит Московский Филарет

62. О пределах действования

"Всякий человек по мере сил и принятой обязанности должен назначить себе пределы действования, и не переходить их без нужды. Так сохраняются силы в действовании, и дело идет лучше, нежели когда хотят гнаться за двумя зайцами вдруг".

Митрополит Московский Филарет

63. О справедливости и умеренности

"Не только надобно поступать справедливо, но и с умеренностью, и с предусмотрением, чтобы и строгость и снисхождение вели к улучшению дел и людей".

Митрополит Московский Филарет

64. О снисхождении

"Снисхождение к приткнувшемуся и падшему надобно иметь, но снисхождение к небрежному и закостеневающему в падении имеет в обществе неблагоприятное действие, охлаждая ревность и распространяя небрежение. Надобно беречь каждого: но еще больше беречь дух общества".

Митрополит Московский Филарет

65. Об осторожности в делах

"Берегись самонадеяния, берегись поступать по первым движениям собственной воли; рассуждайте о всяком деле со вниманием; очень мало дел, которые безопасно было бы делать, как случиться; советуйтесь честно со старшими …; любите правду и умейте не гневаться за правду …"

Митрополит Московский Филарет

66. Об искусстве управления

"Величайшее, или "царское", искусство государственного управления доступно лишь немногим, обладающим истинных знанием".

Сократ

67. О здравоохранении

Здравоохранение должно иметь разумные пределы, обеспечивающие рождение телесно и духовно здоровых людей, но нельзя, чтобы оно обеспечивало по преимуществу поддержание жизни людей неполноценных, ибо это может стать основой вырождения наци и ослабления государства.

68. О принятии правильного решения

Для того, чтобы принять правильное решение (в нравственной сфере) о том как поступить в той или иной ситуации надо представить себе, что умрешь вечером.

69. О чувстве меры в еде

Для Правителя весьма актуальной будет мудрость: "наблюдай за своим ртом: через него входят болезни. Поступай так, чтобы тебе хотелось еще есть, когда ты встаешь от обеда".

70. О несправедливости

Падает камень на кувшин - горе кувшину, падает кувшин на камень - горе кувшину; так или иначе все горе кувшину. Точно также падает ли несправедливость на самого низкого (по положению) человека или на самого высокого - горе власти, потому что пав на любую почву несправедливость становится подобной "горчичному дереву", которое может погубить власть и государство.

71. О познании себя

Познавая себя, человек познает и Бога и дьявола.

72. О грехопадении

Грехопадение для Правителя иногда может быть полезнее (вспомним Давида), чем воздержание от него, ибо воздержание может стать причиной или гордыни или угнетенности духа. А грехопадение приведет к покаянию и смирению. Но конечно же грехопадение должно быть исключением.

73. О мудром и ничтожном человеке

"Мудрый человек требует всего только от себя; ничтожный же человек требует всего от других"

Китайская мудрость

74. О великом благе

"Великое благо иметь то, чего мы желаем; еще более великое благо ничего не желать, кроме того, что мы имеем". Для Правителя соблюдение этой мудрости не составляет труда.

75. О смерти

Правителю надо готовится к смерти, но не так как простым смертным, заботящимся об исполнении обрядов в мирских делах. Ему надо воспользоваться теми торжественными минутами смерти, во время которых человек уже находится как бы в ином мире и слова и поступки его получают особенную власть над остающимися.

76. О женщинах

Говорят, что чего хочет женщина, того хочет Бог. Но здесь следует понимать и помнить, что она хочет поклонения и любви и этим отнимает у человека частицу Бога. В результате такого отношения к женщине погибло немало правителей. Поэтому отношение к женщине нужно строить как отношение к существу, дающему тебе наслаждение и продлевающему твой род. Это означает, что ее надо любить, но не обожествлять и не преклоняться.

77. О препятствиях

"Внешние препятствия не делают вреда человеку сильному духом, ибо вред есть все то, что обезображивает и ослабляет, - как бывает с животными, которых препятствия озлобляют; человеку же, встречающему их с той силой духа, которая ему дана, всякое препятствие прибавляет нравственной красоты и силы"

Марк Аврелий

78. О зле

Ищи причину зла, от которого ты страдаешь в себе. Иногда это зло - непосредственное следствие твоих слов и дел, иногда оно попущение Божье, даваемое тебе как испытание, но всегда источник его в тебе, и спасение от него в изменении твоей деятельности.

79. О справедливости

Стремящемуся к власти трудно быть справедливым, потому что такие люди не терпят, чтобы другие их превосходили, они в большинстве случаев оказываются склонными к подкупам и мятежам. Поэтому, если такой человек достиг власти и совершает уже на вершине ее справедливые поступки, то он воистину достоин самого высокого одобрения.

80. О предвидении и памяти

Предвидение - величайшее из благ, данное человеку, оборачивается ему во зло, потому что предвидение будущего дает нам надежду, а надежда порождает страхи и излишнее очарование. В первом случае мы мучаемся боязнью не получить что-то на этапе ожидания, во втором - муки наступают, если надежда не сбылась.

Также и с памятью, она дает нам опыт и знания, но одновременно возвращает нас к прежним мукам стыда и страха.

81. О счастье

Если для отдельного человека счастье - это удовольствие (наслаждение), продленное во времени, то для государства это добродетельное состояние общества в целом и его отдельных граждан.

82. Об ухищрениях для расположения народа

Можно выделить несколько ухищрений для расположения к себе народа, которыми пользовались и пользуются олигархии и демократии: всеобщая выборность на всех уровнях; неограниченная гласность; права человека; разгул потребительства; разжигание низменных страстей; поклонение деньгам; запрет смертной казни.

83. О сквернословии

"Законодатель должен удалить из государства сквернословие, как и кое-что другое (потому что из-за привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков); в особенности у молодых, чтобы они не говорили сами и не слышали ничего подобного от других". Для того, чтобы реализовать этот совет Аристотеля Правителю надо начать с самого себя, ближайщего окружения и со средств массовой информации. То же самое мы отнесем и к литературе и искусству.

84. О вере

В духе веры должно Правителю воспитывать народ и особенно молодежь, ибо, как сказал апостол Петр: "В вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение; в терпении же благочестие, в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь". Этот путь воспитания сделает народ покорным властям, а общество добродетельным, он прост, но и очень труден.

85. О мыслях

"Прежде падения зломышление". Стало быть не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять их к разумным занятиям.

… И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло или бороться. Но то наше горе, что за последнее почти никто не берется, а все как связанные, ведутся на зло".

Святитель Феофан Затворник

86. О рассуждении

У жизни каждого две стороны: чувства и рассуждения. Без чувств жизнь не жизнь, без рассуждения жизнь слепа, - много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает (к действию); рассуждение пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце … Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться на одно сердце. Эти слова Святителя Феофана Затворника да будут восприняты правителями и воплощены в действия и тогда только будет процветать в государстве правда и добродетель.

87. О Божьей помощи

Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть - все из рук валится; когда приближается к нему Господь, - откуда потечет добро за добром. Это положение касается каждого, но особенно оно применительно к власти, ибо она находится под особым "контролем" Господа. Как узнать, есть ли воля Божья в твоих делах? Ответ прост, если все дается легко и радостно, то ты на верном пути.

88. О благе

Утехи, довольство, почет не представляют собой блага; это истинно так с духовной точки зрения. Но пока в них находится человек, он не сознает того. Из этого Правителю важно: настраивать народ в первую очередь на духовное самосовершенствование, а затем уже на благополучие; самому иметь меру в своих утехах, довольстве и почете.

89. О жизни и смерти

Путь жизни нашей таков, что ты не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то человек, то дом, словом - все окружающее вдруг может превратиться в орудие нашей смерти. Отсюда закон: живи так, чтобы отдалить смерть и одновременно быть готовым встретиться со смертью и безбоязненно вступить в ее область.

90. О прессе

Мировая пресса сейчас такова, что лучше не читать и не слушать этих бредней; а когда невольно услышалось или прочиталось - выбросить из головы; а когда не выбрасывается, подвергнуть рассуждению и все разлетится как дым.

91. О разрешении недоразумений

Для решения недоразумений в сфере нравственно-духовной необходимо обращаться к слову Божьему. Вот как советует это делать Феофан Затворник: "Лучше всего читать Божественное писание, читать со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах выяснять свои отношения к совести, которая потом точно и определенно покажет как и когда поступить".

92. О благодарности

"Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один". Здесь видна пропорция благодарных в общей сложности людей, благодетельствуемых Господом. Для Правителя - это пропорция-идеал, когда он у власти, когда же он теряет власть, благодарных ему не найти.

93. О простоте жизни

Простота жизни порождает простоту ума, простота ума порождает доверчивость и смирение, смирение дает послушание, послушание укрепляет власть и государство. Отсюда первым шагом Правителя является создание простоты жизни. Это означает жизнь народа в труде, обеспечивающем самое необходимое, в досуге посвященном духовному и нравственному совершенствованию, в праздниках создающих единение народа и власти.

94. О величии души

"Уважаю все добродетели; но ни одна из них не возбуждает во мне такого уважения, как великодушное терпение переменчивости земного счастия. На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нем крови; в переворотах жизни можно быть героем только от величия души".

Святитель Игнатий Брянчанинов

95. Об основе успеха

"Надежда на Бога и скромный взгляд на свои способности - эти плоды опытности и житейских скорбей - суть верный залог и предвестник благоволения Божия успеха" - эта мысль святителя Игнатия Брянчанинова должна быть использована Правителем при назначении на должность, требующую большой ответственности перед государством.

96. О краткости речи

Краткая речь собирает ум, который должен быть привязан к духу, но если этого не будет, он будет парить и скитаться повсюду, а речи будут многословными и бессмысленными.

97. О преодолении скорби

"Для преодоления иной скорби нужно мужество; для изшествия из другой - мудрость; для избавления от третей - смирение. Но во всех скорбях при всех прочих добродетелях непременно нужно терпение. Ни одна добродетель не может состояться без терпения: добродетель, чтобы быть добродетелью, нуждается в терпении. Кто же поколеблется в добродетели, не претерпит в ней до конца, тот теряет всякую добродетель".

Святитель Игнатий Брянчанинов

98. О рационализме

Рационализм человеческий, направленный на вещественную сторону жизни, не может остановится в своем движении, поскольку имеет основанием непрестанно изменяющийся разум человека и постоянство (в безудержности) страстей. Надо ожидать все большего развития этой болезни, поэтому Правителю надо знать, что это болезнь общества, и соответствующим образом к ней относиться.

99. Об истине

"Где разгорячение - там нет истины, отсюда не может произойти ничего доброго, ничего полезного: тут кипит кровь, тут длится и строит воздушные замки лжеименый разум".

Святитель Игнатий Брянчанинов

100. О душе

Не только тело, но и душа наша бывает не такой, какую мы хотим, а больше зависит от обстоятельств. поэтому надо, по возможности, отклоняя причины расслабления души, зависящие собственно от нас, пребывать в здравомыслии относительно обстоятельств внешних.

101. О снисхождении

Также как снисходителен Господь к тому, кто желает спастись - не пришлет ему преждевременной и безвременной смерти, но даст ему все время и приготовление, - также и Правитель должен дать время тому, кто желает исправиться. Но только время это должно даваться единожды.

102. О послушании

Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле; послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти. Поэтому Правитель должен развивать послушание в гражданах через пропаганду обязанностей, но не прав. Потому что обязанности усмиряют гордыню, а права ее возвеличивают. Гордыня же - это мать всех смут и беспорядков, сначала в голове, а потом и на деле.

103. О Западе

О Западе (так называемых передовых странах запада) следует знать, что там полностью потеряна духовность людей. Материальное полностью взяло верх над духовным. Народами правит низменное, но не высокое. Поэтому прозорливые старцы начала века говорили, что на Западе "несчастные" бесы давно остались не у дел. Индивидуальная работа закончена, каждый человек проглотил плод прогресса и насыщения желудка и теперь каждый сам совершает бесовское дело разгула страстей. Именно поэтому все бесы мира уже второе столетие воинствуют в России в ее православном народе. Их вакханалия видна невооруженным глазом.

104. О слове Правителя

Слово Правителя должно отвечать следующему требованию: "Никакое гнилое слово не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (к Богу и власти), дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4, 29).

105. О пользе середины

"… Благословенное же пользование средними вещами чистым делает состояние души. Чистое состояние души рождает рассудительность, рассудительность же рождает бесстрастие, от которого рождается совершенная любовь".

Преп. Максим исповедник

106. Об изменении души и тела

"Говорят, что состояние тела изменяют и чрез то подают уму страстные или бесстрастные помыслы четыре причины: Ангелы, демоны, воздух, пища. Ангелы изменяют словом; демоны - прикосновением; воздух - переменами своими; пища - качеством явств и питий, их излишеством и скудостью. Кроме сего сказанного, изменения производимы бывают еще памятью, слухом и зрением, когда душа наперед постраждет под действием печальных или радостных обстоятельств. Пострадав от них, душа производит перемену в телесном состоянии".

Преп. Максим исповедник

107. О суетной славе

Преподобный Максим исповедник сказал: "Любящему суетную славу или привязанному к чему-либо вещественному, свойственно досадовать на людей за временное, или злопамятствовать на них, или ненависть иметь к ним, или рабствовать срамным помыслам". Оглянись, Правитель, вокруг себя и ты увидишь, что большинство твоего окружения такое.

108. О морали

В каждом обществе существует общепринятая мораль. Но каждое сословие и даже группы берут из неё только то, что им выгодно. Поэтому существует множество "подморалей", таких, как "подморали" рабов и господ, слабых и сильных, эгоистов и альтруистов, моралистов и аморалистов. В этой связи для Правителя важно соблюсти баланс этих подморалей, чтобы не разрушить общую мораль. При этом нельзя поддаваться ложному тезису о том: "что справедливо для одного - справедливо для другого".

109. О справедливости

Правитель, справедливый к бедным, будет править долго.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: