карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

1.3. Человеческие корни и этапы становления власти

«… Страсти - гордость, тщеславие и сребролюбие - вот человеческие корни власти…»

Человеческий материалистический взгляд на власть вытекает из материалистического взгляда на человека как существа животного происхождения, наделенного от природы кроме чувств и страстей еще и разумом. Но разумом, подчиненным чувствам и страстям. Для облегчения анализа мы отделим чувства от страстей. Под чувствами будем понимать физические и физиологические потребности, например, необходимость принятия пищи и освобождение от результатов ее переработки, необходимость размножения, необходимость отдыха, сна. Страсти же – это то, что находится между разумом и животным началом в человеке. Их много, но главных из них восемь. К первой части страстей мы отнесем: чревоугодие (чревообъедение), сладострастие (любодеяние) – это те страсти, которые непосредственно связаны с физиологией человека.

Вторая группа страстей связана с психологией человека, его душой, потому что возникают они именно там. К ним относятся гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, печаль, уныние.

Анализ содержания и проявления названных страстей позволяет сказать, что именно они являются источником желания властвовать как способа их удовлетворения. Наиболее главными из них в этом плане будут, конечно же, гордость и тщеславие. Желание быть выше других и желание славы. Отсюда мы можем заключить, что властвование греховно уже по определению, поскольку способствует удовлетворению и развитию греховных страстей, и, что всякий стоящий у власти потенциально греховен. Добродетельный же стремится не к власти, а к смирению. Искупление греха властвования возможно только через «деяние», т.е. труд по мудрому управлению государством и нравственному воспитанию народа. Факт этот может и грустен для правителей, но это так. С другой стороны, всегда можно «спастись», как это уже сказано было выше.

Человек существо социальное, живущее в малых и больших коллективах. В этой связи желание и способность властвовать проявляется именно в совместном общежитии, как в процессе трудовой деятельности, так и в процессе войн, в межличностном общении в семье.

Вообще элемент власти возникает там, где есть хотя бы два человека, связанные между собой жизненной необходимостью. Один из них всегда управляет, другой подчиняется. Кто есть кто определяется личностными качествами и, в первую очередь, честолюбием, волей и умом.

То же самое происходит и в более сложных системах – коллективах, обществах, государствах. Таким образом, если мы говорим о человеческих корнях власти, мы говорим, что это жизненная необходимость, которая заключается в необходимости выживания, возможного только в обществе себе подобных. С другой стороны – это конкуренция за лучшую по сравнению с другими жизнь. В этой связи рассмотрим логику становления и динамику развития власти.

Логическая последовательность возникновения власти может быть классифицирована нами следующим образом: по ступеням развития общества — дикость, варварство, цивилизация. По внутренним элементам строения общества — семья, род, племя, союз племен, государство. По формам собственности: общественная собственность, частная собственность. Зачатки управления начинаются на уровне рода, независимо где этот род находился в Европе, Америке или Азии. Общими чертами такого управления являются:

  1. Наличие вождя, который избирается из членов рода. Власть здесь передавалась как по наследству, так и приемникам. Власть такого вождя была обычно отеческая, нравственного порядка, за исключением военных походов, если на этот период не избирался военный вождь.
  2. Общее собрание членов рода по наиболее важным вопросам (выборы вождя, жреца, объявление военного похода, распределение добычи).

Такая простейшая организация управления возможна тогда, когда все его члены - свободные люди, связанные кровным родством, и поэтому обязанные защищать друг друга, они обладают равными правами, независимо от внутренней иерархии. Равенство и братство - основные принципы их существования.

Следующим этапом бала организация управления в племени и народности как союзе племен. Она была следующей:

  1. Постоянным органом власти был совет, первоначально, по-видимому, состоявший из старейшин родов, позднее же, когда число последних слишком возросло, — из избранной части этих старейшин, что давало возможность для развития и усиления аристократического элемента. В важных вопросах совет принимал окончательные решения. Впоследствии, когда было создано государство, этот совет превратился в сенат.
  2. Народное собрание. Народ — мужчины и женщины — окружают собрание совета и, в установленном порядке участвуют в обсуждении, влияют, таким образом, на его решения. У гомеровских греков это “окружение” развилось уже в настоящее народное собрание, как это имело место также у древних германцев. Оно созывалось советом для решения важных вопросов; каждый мужчина мог брать слово. Решение принималось поднятием рук или восклицаниями. Собранию принадлежала верховная власть в последней инстанции.
  3. Военачальник или вождь избирался вначале народным собранием, а позднее советом. При отцовском праве эта должность была наследственной и переходила от отца к сыну, или к одному из сыновей. В данном случае уже проявляются первые зародыши знатных семей и будущего наследственного предводительства или монархии. У вождя кроме военных были еще жреческие и судейские полномочия. Наиболее наглядно эти признаки проявились в греческом строе в период героической эпохи. Но эта же эпоха является началом разрушения описанной выше организации управления, причиной чего было отцовское право с наследованием имущества детьми, что способствовало накоплению богатств в семье и делало ее силой, противостоящей роду, т.е. возникло противоречие между частной собственностью и общественной. Это повлияло на организацию управления посредством образования первых зародышей наследственной знати и царской власти; рабство сначала одних только военнопленных, но уже открывающее перспективу порабощения собственных соплеменников и даже членов своего рода; начавшееся уже вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение этой войны в регулярный промысел; одним словом, восхваление и почитание богатства как высшего блага и злоупотребление древними родовыми порядками с целью оправдания насильственного грабежа богатств. Недоставало еще только одного: учреждения, которое не только ограждало бы вновь приобретенные богатства отдельных лиц от коммунистических традиций родового строя, которое не только сделало бы прежде столь мало ценившуюся частную собственность священной и это освящение объявило бы высшей целью всякого человеческого общества, но приложило бы печать всеобщего общественного признания к развивающимся одна за другой новым формам приобретения собственности, а значит и к непрерывно ускоряющемуся накоплению богатств; недоставало учреждения, которое увековечило бы начинающееся разделение общества на социальные группы и классы. И такое учреждение появилось. Это было государство.

Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного “вооруженного народа”, защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная “публичная власть”, которая была подчинена этим государственным органам, а, следовательно, могла быть применена и против народа, — все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах.

Первым шагом к созданию государственной власти было приписываемое Тезею учреждение в Афинах центральной власти, т.е. часть дел, до этого решавшихся самостоятельно племенами, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывающего в Афинах центрального Совета. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правами и обычаями отдельных племен и родов. Вторым шагом явилось деление народа не по родам и племенам, а по территориям, что выразилось в бурном развитии городов. Третье управленческое нововведение состояло в разделении всего народа на три класса: евпатридов или благородных, геоморов или земледельцев и демиургов или ремесленников, и в представлении евпатридам исключительного права замещения руководящих должностей. Во главе государства стали избранные из благородных арконты. Следующей реформой государственного управления была реформа Солона. Он разделил граждан на четыре класса по размерам землевладения и его доходности: 500, 300 и 150 медимпов зерна (1 медимп равен приблизительно 41 литру) были минимальными размерами для первых трех классов, имевшие меньшие доходы или совсем не владевшие земельной собственностью попадали в четвертый класс. Все должности могли замещаться только представителями первых трех классов, четвертый имел право только голосовать и выступать в народном собрании, где выбирались должностные лица и отчитывались о своей деятельности и где вырабатывались и принимались законы. Деление на классы служило основой для организации войска: первые два класса поставляли кавалерию, третий — тяжелую пехоту, четвертый — легкую пехоту и служил на флоте.

Таким образом, Солоном в качестве основы организации управления впервые была взята величина частной собственности. Исходя из нее, определялись права и обязанности граждан.

Новым элементом в организации управления государством стало введение Клисфеном управления по территориальному принципу. Вся Аттика была разделена на 100 самоуправляемых общин-округов, или демов. Живущие в каждом деме граждане (демоты) избирали своего старейшину (демарха) и казначея, а также тридцать судей, которым были подсудны мелкие тяжбы. Демы получали также собственный храм и бога покровителя или героя, для которого они выбирали священнослужителей. Высшая власть в деме принадлежала собранию демотов.

Десять таких единиц, демов, составляли племя, которое, однако, в отличие от старого родового племени стало называться теперь территориальным племенем. Оно было не только самоуправляющимся политическим, но также и военным объединением, оно выбирало филарха, или старейшину племени, который командовал конницей, таксиарха, командовавшего пехотой, и стратега, командовавшего всем войском, набранным на территории племени. Оно также снаряжало пять военных судов с экипажем и командиром и получало в качестве своего священного покровителя какого-нибудь аттического героя, по имени которого и называлось. Наконец, оно выбирало пятьдесят представителей в афинский совет.

Венцом этого явилось афинское государство, которое управлялось советом, состоявшим из пятисот избранных представителей десяти племен, а в последней инстанции — народным собранием, куда имел доступ и где пользовался правом голоса каждый афинский гражданин; наряду с этим архонты и другие должностные лица ведали различными отраслями управления и судебными делами. Главы исполнительной власти в Афинах не было.

С введением этой новой организации управления с допущением очень большого числа находившихся под покровительством — частью пришельцев, частью вольноотпущенных рабов — органы родового строя были оттеснены от общественных дел; они выродились в союзы частного характера и в религиозные братства. Но моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно.

Мы видели, что существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа. Афины располагали в ту пору лишь народным войском и флотом, который выставлял непосредственно народ; войско и флот были защитой от внешних врагов и держали в повиновении рабов, которые уже тогда составляли значительное большинство населения. По отношению к гражданам публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, образуя таким образом, одновременно со своим государством также и полицию, настоящую жандармерию из пеших и конных лучников. Но эта жандармерия формировалась из рабов. Эта полицейская служба представлялась свободному афинянину столь унизительной, что он предпочитал давать арестовать себя вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься этим позорным делом. В этом сказывался еще образ мыслей древнего родового быта. Государство не могло существовать без полиции, но оно было еще молодо и не пользовалось еще достаточными моральным авторитетом, чтобы внушить уважение к занятию, которое бывшим членам родов неминуемо должно было казаться гнусным.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, — с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно известны все существенные подробности образования этого государства.

Первоначальная организация управления в Риме была следующая. Общественными делами ведал сначала сенат, как это впервые подметил Нибур, он состоял из старейшин трехсот родов; именно поэтому в качестве родовых старейшин они назывались отцами, patres, а их совокупность — сенатом (совет старейших, от слова sehex — старый). Вошедшее в обычай избрание старейшин всегда из одной и той же семьи каждого рода создало и здесь первую родовую знать; эти семьи назывались патрициями и претендовали на исключительное право входить в состав сената и занимать все другие должности. Тот факт, что народ со временем позволил возобладать этим притязаниям, и они превратились в действующее право, нашел свое выражение в сказании о том, что Ромул пожаловал первым сенаторам и их потомству патрициат с его привилегиями. Сенат, как и афинский Совет, имел право принимать окончательные решения по многим вопросам и предварительно обсуждать более важные из них, в особенности новые законы. Последние окончательно принимались народным собранием, которое называлось comitia curiata (собрание курий). Народ собирался, группируясь по куриям, а в каждой курии, вероятно, по родам; при принятии решений каждая из тридцати курий имела по одному голосу. Собрание курий принимало или отвергало все законы, избирало всех высших должностных лиц, в том числе rex`a (так называемого царя), объявляло войну (но мир заключал сенат) и в качестве высшей судебной инстанции выносило окончательное решение по апелляции сторон во всех случаях, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Наконец, наряду с сенатом и народным собранием имелся рекс, который не был почти абсолютным монархом. Он тоже был военачальником, верховным жрецом и председательствовал в некоторых судах. Полномочиями в области гражданского управления, а также властью над жизнью, свободой и собственностью граждан он отнюдь не обладал, если только они не вытекали из дисциплинарной власти военачальника или власти главы судебного органа в отношении приведения приговора в исполнение. Должность рекса не была наследственной; напротив, он сначала избирался, вероятно, по предложению своего предшественника по должности, собранием курий, а затем во втором собрании торжественно вводился в должность. Что он мог быть также смещен, доказывает судьба Тарквиния Гордого.

Так же, как и у греков в героическую эпоху, у римлян в период так называемых царей существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и племенах и развившаяся из них. Курии и племена были, правда, отчасти искусственными образованиями, но они были организованы по образцу подлинных, естественно сложившихся форм того общества, из которого они возникли и которое еще окружало их со всех сторон. И хотя стихийно развившаяся патрицианская знать уже приобрела твердую почву под ногами, хотя рексы старались расширить мало-помалу свои полномочия, все это не меняет первоначального основного характера строя.

По новой организации управления, приписываемой рексу (правителю) Сервию Тулию и опиравшейся на греческие образцы, особенно на Солона, было создано новое народное собрание, в котором участвовали или из которого исключались без различия плебеи, в зависимости от того, несли ли они военную службу или нет. Все военнообязанное мужское население было разделено соответственно своему имуществу на шесть классов. Шестой класс, пролетарии, состоял из малоимущих, свободных от военной службы и налогов. В новом народном собрании центурий (comita centuriata) граждане размещались по военному образцу, так сказать, поротно, центуриями по 100 человек, причем каждая центурия имела один голос. Но первый класс выставлял 80 центурий, второй - 22, третий - 20, четвертый - 22, пятый - 30, шестой также, приличия ради, - одну центурию. Кроме того, всадники, набиравшиеся из наиболее богатых граждан, составляли 18 центурий; всего насчитывалось 193 центурии; для большинства голосов было достаточно 97. Но всадники и первый класс вместе имели 98 голосов, то есть большинство; при их единодушии остальных даже не спрашивали, окончательное решение считалось принятым.

Этому новому собранию центурий перешли теперь все политические права прежнего собрания курий (кроме некоторых номинальных прав); курии и составлявшие их роды были тем самым низведены, как и в Афинах, к роли простых частных религиозных братств и еще долгое время влачили существование в этой роли, тогда как собрание курий вскоре совсем сошло со сцены. Для того чтобы устранить из государства и три старые родовые племена, были созданы четыре территориальных племени, каждое из которых населяло особый квартал города и было наделено рядом политических прав.

Так и в Риме, еще до упразднения так называемой царской власти, был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишенных вооружения.

В рамках этого нового строя, который получил свое дальнейшее развитие лишь после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого, узурпировавшего подлинную царскую власть, и замены рекса двумя военачальниками (консулами), облеченными одинаковой властью, в рамках этого строя развивалась вся история Римской республики со всей ее борьбой между патрициями и плебеями за доступ к должностям и за участие в пользовании государственными землями, с растворением в конце концов, патрицианской знати в новом классе крупных землевладельцев и денежных магнатов, которые постепенно собрали всю земельную собственность разоренных военной службой крестьян, обрабатывали возникающие таким образом громадные имения руками рабов, довели Италию до обезлюдения и тем самым проложили дорогу не только империи, но и ее преемникам — германским варварам.

Определенный интерес представляет история государственного строительства и управления в России.

До принятия христианства достоверных данных об устройстве и организации управления в славянских племенах, подтвержденных документами и историческими находками нет. Имеются отрывочные данные об обрядах, войнах славян, полученные путешественниками как Востока, так и Запада. Но, по-видимому, особых отличий в управлении от тех, что мы рассмотрели выше на уровне рода и племени, не было. И только после призыва на княжество братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, правивших, соответственно, в Новгороде, Белозере и Изборске, появляется историческая информация о формах правления в России.

Год 862-ой от Рождества Христова принято считать годом рождения русской государственности. Форма правления с этого момента и до правления Иоанна IV Грозного представляла собой княжение.

В контексте легенды и призвании князей выделяются два момента. Во-первых, вопрос об условиях, на которых осуществилось приглашение князей. Согласно новейшим исследованиям, здесь имеет место “ряд”, т.е. некий договор, в котором непосредственно оговаривались права и обязанности приглашаемого конунга с дружиной. Очевидно, что князья призывались управлять, “судить и рядить” в соответствии с определенными нормами, бытовавшими в “северном племенном союзе”. Устанавливались их взаимоотношения с местной знатью, и сама деятельность князей в социальном плане ограничивалась рамками “ряда”. Таким образом, имело место соглашение представителей местной власти с группой скандинавов, которая ставилась этим соглашением в зависимость от местного общества. Это свидетельствует о наличии неких правовых норм в обществе “северной конфедерации”.

Во-вторых, выделяется мотив о “дани”, которую платили варягам местные племена. Регулярный сбор дани варягами был невозможен, так как в середине IX века еще не существовало достаточно разветвленного аппарата управления, и “дани” представляли собой не постоянную подать, а эпизодические откупы от грабежей. Местная племенная знать могла осуществлять сбор дани внутри каждого из племен, и часть дани поступала в торговлю по Балтийско-Волжскому пути, которая во многом была в руках тех же норманнов. Однако уже ко времени Рюрика относится известие о раздаче им городов своим “мужам”, т.е. возникают зачатки административно-территориального управления. Следующий князь Олег, подчиняя новые племенные центры, сажает там своих наместников и устанавливает “дани” от племен. Эта деятельность продолжается Игорем и особенно Ольгой, которая “основала погосты” и “установила оброки и дани”, приведя, очевидно, таким образом, налогообложение в некую систему.

Итак, налицо возникновение первых признаков государственности. Элементы вождества, которые кое-где еще прослеживаются, постепенно сходят на нет к началу X века. Формировавшееся государство, безусловно, являлось “дружинным”. Дружина была консолидирующей силой, благодаря которой обеспечивалось присоединение и удержание территорий все новых и новых племен. Она была опорой княжеской власти и составляла костяк войска, набиравшегося для проведения каких-либо крупных военных операций, сам характер которых свидетельствует о высоком уровне военной и социальной организации Древней Руси. Эта роль дружины оставалась очень значительной вплоть до середины XI в. Основные характеристики “дружинного” государства прослеживаются, начиная с середины IX в.: это и первое стратифицированное общество, и расширение территорий, и формирование системы налогообложения, и наличие некоего права, зачатки которого просматриваются уже в “ряде” 862 г.

Важнейшей, даже определяющей вплоть до принятия христианства, вехой на пути развития государственности можно считать захват Киева Олегом в 882 г. Во-первых, произошло объединение двух крупных формирований: “северной конфедерации” во главе с князем Рюрикова клана и поднепровского княжества Аскольда и Дира, которое явилось переходным этапом от племенного княжения полян к “дружинному государству” славян и русичей во главе с Олегом. Во-вторых, власть князя стала наследственной, произошло закрепление династии Рюриковичей в качестве единственно законной (этот процесс закончился только во времена Владимира, когда был ликвидирован полоцкий удел Рогволода). Факт возникновения династии служит веским доказательством начала государственности. Тем не менее, и позже продолжали сохраняться племенные княжения. Государство Рюриковичей на протяжении X века вело серьезную борьбу за их присоединение, которая велась с переменным успехом (в летописях неоднократно упоминается об “отложении” тех или иных племен “от Киева”), но все же завершилась формированием централизованного управления в виде раздачи земель Владимиром своим сыновьям (после 900 г.).

Это, по сути, был конец процесса государственного становления, который ознаменовался таким великим событием, как принятие христианства. Управление в этот период осуществлялось следующим образом. Князь руководил, опираясь на дружину, Совет и народное собрание (вече).

Дружина собиралась князем для военных походов и на первых этапах не была профессиональной. Совет как таковой не избирался, а состав его определялся князем, и он был также первоначально “обыкновенным”, состоял из приближенных князя.

Определенным этапом развития государственности в России было введение должности великого князя, которым впервые стал молодой Святослав в 945 году. Великому князю подчинялись другие князья, но подчинение это было ограничено представлением дружин во время войн и уплатой ежегодной дани. Разгром Святославом в 965 году Хазарского каганата привел к объединению восточнославянских племен в единое государство. Но единство это было непрочно и не облечено достойной властью до царствования Иоанна Грозного. Князья постоянно враждовали между собой как за землю, так и за власть в княжествах и за великое княжение. Это и привело к татаро-монгольскому игу на целые 300 лет. И даже под татарским игом князья продолжали враждовать.

Качественно новый уровень государственного управления начинается с царствования Иоанна Грозного (1530-1584), который создал и укрепил самодержавие в России, выполнив таким образом христианскую миссию создания православного царства. Его правление можно назвать апофиозом династии Рюриковичей. На этом практически закончилась историческая роль этой династии.

Определенный интерес представляет и развитие государственной власти на Востоке, где она также проходила этапы от рода, племени к государству. Примером этого служит хотя бы библейское повествование об истории Израиля. История Израиля, начиная с Авраама и заканчивая Иосифом, - это управление на уровне рода (правление патриархов), начиная с Моисея и до Саула, – это правление на уровне племени (правление судий) и, начиная от Саула и до Седекии, - это государственное правление (правление царей).

Подводя итог изложенному выше, можно выделить следующие этапы становления власти: коммунистический — на уровне рода и племени; демократический — на уровне союза племен и ранней государственности, монархический и аристократический (олигархический) — на уровне развитого государства.

Из этих трех форм управления в настоящее время существуют последние две, конечно же, в видоизмененной форме.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: