карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

Глава VII. Заветы для правителя

«…Власть не худшее из зол, ибо она может стать и добродетелью…»

Прежде чем раскрывать содержание этого параграфа, сделаем несколько оговорок. Во-первых, мы не пытались пересмотреть догмы Евангелия, поскольку это Святая книга и пересмотру не подлежит. Во-вторых, мы не рассматривали вопросы веры, а только попытались увязать истины и положения Евангелия со спецификой власти, с местом правителя в обществе и подотчетностью его не только перед обществом, но и перед собственной совестью и Богом. В этой связи отдельные положения Евангелия правитель просто вынужден реализовать иначе и поступки его могут быть не такими как это трактуется для обыкновенных людей. Итак, перейдем к изложению заветов для правителя.

  1. Написано: «Не в силе Бог, а в правде». А мы говорим: «Для тебя Бог и в правде и в силе, ибо он тебе дал ее по промыслу своему для того, чтобы через силу ты вел подвластный тебе народ к правде. Помни! Чем больше правды будет в твоем государстве, тем легче тебе будет держать ответ перед Богом. Зная это, не бойся применять силу!»
  2. Написано: «Уже секира при корне древ лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (11 Мар); «Лопата в его руке, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лук. 3, 21). Понимай это так: дерево – это люди твои, одни из них полезны государству и обществу, т.е. приносят «свой плод», другие не приносят этого плода, т.е. бесполезны для общества и даже вредны (преступники, бездельники, психи, гомосексуалисты, алкоголики, мошенники и т.п.). Поэтому твоя задача очистить общество от этого человеческого мусора, который к тому же и заразен. Для этого тебе дана власть. То же касается пшеницы – людей полезных и соломы – бесполезных, которые должны «сжигаться огнем неугасимым», т.е. необходим процесс очищения общества от такой заразы самым жестким образом. 3. Написано: «И се, глас с небес глаголющий: сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором мое благоволение» (Лук 4.12).

Понимай это так: Ты сын «Божий», потому что на тебя возложено бремя власти, из тысяч и даже миллионов только ты избран на такое высокое место и великое служение. Поэтому ты обязан перед Богом больше чем другие не избранные.

  1. Написано: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола» (14 Иоанн 4,43). Понимай это так: «Пустыня» - это твое высокое место, где ты более других подвержен искушениям дьявола. Ты можешь позволить себе многое, что недоступно простым людям. И поэтому дьявол будет искушать тебя больше чем других, настойчивее чем других, ибо, поддавшись искушению, ты сам станешь искусителем многих. Поэтому каждое свое душевное стремление пропускай через холодный ум, оценивай каждое слово и дело с позиций добра и зла. И тогда устоишь.
  2. Написано: «И приступил к нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Иоанн 8.39) Понимай это так: Не поддавайся соблазнам власти, не думай, что она может сделать все. Это, во-первых. Во-вторых, помни, что ты и другие люди кроме забот о хлебе насущном должны заботиться и о жизни вечной, и это, пожалуй, главное для людей. Исходя из этого приоритета, управляй государством.
  3. Написано: «Потом берет его дьявол в святый город и поставляет его на крыле храма, и говорит Ему: «Если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: «Не искушай Господа Бога Твоего». (Мар. 1.9) Понимай это так: Даже твой высокий пост на земле не обеспечит тебе полной безопасности, поэтому не искушай судьбу, уходи от опасностей. Если судьба против тебя в каком-то деле, останови его, пережди, и если обстоятельства не изменятся, оставь это дело. Добившись успеха в чем-то, не ослепляйся им, но прежде чем действовать дальше, оцени, насколько это необходимо для тебя и государства.
  4. Написано: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их. И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Иоанн 5.37). Понимай это так: не создавай себе кумиров на земле, будь то деньги, золото, женщины. Ибо где сокровище твое, там и сердце твое. Если же сердце твое будет на земле, в «земном», ты падешь до земного и государство разрушится и власть потеряешь. Помни о своем высоком предназначении, живи высоким и в высоте найдешь свое счастье. Этим подвигнешь и «овец» своих, т.е. людей к доброделанию и высшим духовным ценностям. Знай, народ быстро заражается пороками, особенно если они есть у правителя, но очень тяжело от них излечивается.
  5. Написано: «И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». (18 Мар. 1.16). Понимай это так: Ты, в силу своей власти, «ловец человеков». Одни уже под твоей властью, других ты должен поймать. Чем больше ты «поймал» в свои «сети» власти, тем сильнее твоя власть, тем больше ты можешь сделать, как для людей, так и для Бога. И помни, что сам ты «рыба» в сетях Божьих.
  6. Написано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, что означает не гордые, ибо Адам пал от гордости, а Христос наставляет нас через смирение. Смиренные попадут в Царство Небесное. Не отвергая написанное, говорим тебе: «Блаженны сильные духом, ибо их есть царство земное». Понимай это так: имей волю для укрепления и сохранения власти, для служения своему делу и тогда ты сможешь сделать так, что будет в твоем государстве больше нищих духом и именно это откроет тебе Царство Небесное. Сказанное конечно же не исключает личного покаяния.
  7. Написано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Фил. 2,15). «Плачушие» значит мучимые совестью за свои грехи и понимающие свою греховность, т.е. кающиеся. Понимай это так: «Не плачь о своих грехах у многих на виду, показывай свою безгрешность, создавай себе величие, ибо если ты будешь плакать, то народ будет считать тебя слабым, равным себе, а это ослабит твою власть и вообще может привести к ее потере. Но плачь о грехах подданных и исправляй их.
  8. Написано: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (18 Лук. 16, 17). Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он говорит, что они-то преимущественно и имеют все. Кроткие же это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно. А мы говорим: «Будь сильным и грозным и сохранишь землю свою». Понимай это так: Тебе необходимо быть перед народом сильным и грозным в необходимых случаях. Народ должен бояться власти, знать, что за нарушение законов власти он будет наказан. Но это вовсе не означает, чтобы быть всегда грозным. Когда в этом нет необходимости, умей сдерживаться от гнева.
  9. Написано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Втор. 5,17). Это означает, что нужно приобщаться к справедливости. Правды должно искать всяким усердием, это обозначают слова «алчущие и жаждущие». А мы говорим тебе: Создавай правду на земле, иди путем справедливости, ибо ты имеешь на это власть. Понимай это так: Имея власть, ты можешь создавать справедливые законы, справедливый суд, справедливое распределение благ. Но нельзя путать «справедливое» и «равное». Справедливое – это когда даешь по заслугам, равное же – просто дележ без учета заслуг. Здесь необходимо учитывать и моменты необходимой несправедливости по отношению к врагам, либо к другим критическим ситуациям. Помни, что для государства и народа лучше несправедливость, чем анархия.
  10. Написано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». (Мар. 10, 19) Это означает, что милосердие можно оказывать не только имуществом, но и словом и сочувствием (слезами). А мы говорим: «Будь по преимуществу строгим, а по возможности милостивым и помилован будешь». Понимай это так: Во власти правит не доброта и не милосердие, а сила и строгость. Поэтому по преимуществу используй именно силу и строгость и даже жесткость. Тогда народ будет послушен и управляем. Если же ты будешь добрым и милосердным всегда, то все нечистые силы общества воспрянут и возьмут власть в свои руки, погубят тебя и государство.
  11. Написано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Лук. 18,10). Это означает, что надо быть чистым не только телом, но и сердцем, ибо помимо святости и чистоты никто не увидит Господа. А мы говорим: «Будь мудрым, не открывай свое сердце и душу даже собственной жене и детям». Понимай это так: Будь чист только перед Богом, ему открывай все свои помыслы и душевные порывы. Перед людьми же будь «тайной за семью печатями», потому что в твоем окружении всегда найдутся недоброжелатели, завистники, подхалимы, лжецы, ненавистники. Открываясь перед ними, ты подставляешь себя под удар, который может быть смертельным.
  12. Написано: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Лук. 18, 20). Имеются в виду не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Понимай это так: Будь мирным к соседним государствам, но предупреждай их насилие своими активными действиями, включая военные. Используй возможности расширения государства, не допускай потерь своих земель. Лучше прослыть агрессивным, чем слабым. Знай, что история помнит только великих полководцев-правителей. Кроме того, для подавления внутренней смуты и недовольства только война (большая или малая) порой является единственным эффективным средством. Она же поднимает патриотизм народа и обеспечивает единство нации.
  13. Написано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня» (Лук. 18, 20). Господь здесь говорит, что терпеть поношение свойственно более всего учителям. А мы говорим: «Не допускай поношения себя, ибо ты власть от Бога». Понимай это так: Всякое открытое поношение тебя как и власти, подрывает эту власть, снижает ее авторитет, дает простор хулителям и завистникам. Поэтому пресекай всякое поношение самым жестким образом. Что же касается поношения чиновников, то здесь возможны попущения. Всякую скрытую от других критику «один на один» выслушивай внимательно и если она оправдана, поощряй таких людей, если же нет – избавляйся от этих людей.
  14. Написано: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, тогда чем сделаешь ее соленою! Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (25 Лук. 16, 17). Здесь речь идет об апостолах, укрепляющих землю, чтобы она не порождала червей. Если же учитель не будет исправлять и разленится, то чем земля осолится, т.е. исправится? Он тогда должен быть лишен учительского сана и попираем, т.е. подвергнут презрению. А мы говорим: «Ты – соль государства, и если потеряешь силу, чем осолишь власть?» Понимай это так: Ты не только правитель в своем государстве, но и учитель, и исправитель «блудных овец». Если же ты потеряешь силу, как будешь их исправлять? Поэтому помни, что ты не только правитель, но и пастырь, исправляющий дурные и греховные наклонности людей. Твоя «соль» в твоей силе.
  15. Написано: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник и светит всем в доме» (Лук. 6, 21). Здесь Господь говорит о необходимости всем быть внимательными к своей жизни, потому что на вас смотрят, особенно на тех, кто на виду, поэтому они должны жить непорочно, и не служить соблазном для других. А мы говорим: «Ты – свет своей земли и не укрыться тебе от глаз подданных. Будь же для них светом, а не тьмой». Понимай это так: Ты поставлен высоко над всеми, ты выше всех и тебя твои поступки, слова и дела «увидят» все, т.е. они сказываются на всех подданных. Будь же для них «Светом», т.е. символом могущества, силы, надежды, веры в высшую справедливость. Знай, что ошибка простого человека легко прощается окружающими, ошибка правителя имеет свойство расширяться и усиливаться в народе и используется врагами для нанесения ущерба власти. Итак, да светит Свет твой перед людьми, чтобы они видели только твои праведные дела.
  16. Написано: «Вы слышали, что сказано древними: «не убивай; кто же убьет подлежит суду» (Лук. 16, 17). Не убивай означает не убивай намеренно, но если это требует сохранение твоей жизни, ты можешь убить врага, потому что он пытается отнять у тебя то, что дано Богом. Рассмотрение же судом и означает необходимость определения вины или оправдания убийства. Все это относится к обыкновенному человеку. А мы говорим: «Уничтожай врагов своих, ибо они враги не только твои, но и государства». Понимай это так: Враги правителя – это всегда враги власти, которые стремятся к изменению общества, социальной структуры и т.д. Обычно же эти изменения делаются кровью многих людей, вспомним бунты, революции и все станет понятно. Кроме того, одной из функций правителя является очищение государства и общества от всякой нечисти и в этой связи также требуется применение жестокости, но, конечно же, оправданной жестокости. Жестокость должна применяться своевременно, иначе, как показывает практика, жертвы возрастают в тысячи раз. Лучше убей одного, иначе он убьет многих. А его безнаказанность даст оптимизм безнаказанности другой нечисти. Поэтому отбрось всякие лживые утверждения о демократии, правах человека (в данном случае нечеловека). Если хочешь быть сильным правителем, иди смело не оправданную жестокость.
  17. Написано: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Матф. 19). Господь говорит здесь, что нельзя отклоняться от дел Божьих. Если тебя и обидят, не ходи в суд, но мирись на пути, чтобы не потерпеть тебе худшего, благодаря могуществу соперника. А мы говорим: «Не создавай себе соперников в своем государстве и не соперничай с другими правителями». Понимай это так: Имей мудрость и необходимую силу, чтобы твои тайные завистники не стали явными соперниками в твоем государстве. Если их нельзя устранить силой, действуй хитростью. Помни, что в твоем государстве не должно быть соперников, а только подданные. Соперниками могут быть другие правители, которые желают захватить твое государство или примкнуть к враждебному лагерю. Хитростью или силой сделай соперников своими союзниками, а при первой возможности устрани. Потому что они, затаив однажды желание сместить тебя, будут искать для этого удобный случай. Те же, кто не проявляет прямой враждебности, могут быть подкуплены в прямом смысле или привязаны к тебе хитростью, или же запуганы силой.
  18. Написано: «Вы слышали, что сказано древними: «Не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Иак. 21, 24). Это изречение не требует дополнительной расшифровки. Но здесь необходимо отличать прелюбодеяние: грех – с замужнею и блуд – с свободною. Первый более тяжелый грех, потому что страдают больше и большее количество людей. А мы говорим: От лица женщины как от лица змеиного бежи. Понимай это так: Обладая властью, ты можешь обладать и многими женщинами. И они, многие из них, весьма падки на правителей, ибо за этим видят богатство, почет и поклонение. Но, являясь существами коварными и хитрыми, они могут доставить тебе много неприятностей и даже опасностей, особенно после того, как ты с ними распрощался. Поэтому, если это возможно, не окружай себя красавицами, но живи с одной женщиной. Помни, всякая сладострастная мысль вредит уму, а он – твое главное оружие. Не забывай, что женщины были причиной потери власти и гибели государств.
  19. Написано: «Сказано также, что если кто разведется с женою, пусть даст ей разводную». А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Лук. 6, 27, 23) Как в первом, так и во втором случае говорится о возможности развода, ибо может произойти худшее. А мы говорим: «Не разводись с женою, но лучше избавься от нее достойным твоего положения способом». Понимай это так: Если простой человек разводится, чтобы не убить жену свою, когда он ее возненавидел за ее характер или измену, то правитель не может себе этого позволить в открытой форме. Потому что это подорвет его авторитет и величие. Люди будут говорить: «Он такой же как и мы, женился не на той, а ведь у него возможности выбора гораздо больше». Если он не смог сделать правильный выбор при его возможностях, то от него можно ждать и много других ошибок. Поэтому, если твоя жена тебя не устраивает по причине бесплодия или измены, или характера лучше всего избавиться от нее достойным образом. В таком случае ты сохраняешь свой имидж и решаешь проблему. Помни: если жена мешает тебе как правителю, избавься от нее немедленно, если она мешает тебе как человеку, терпи насколько это возможно, но руководствуйся при этом мудростью: «Терпение – хорошее качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть!»
  20. Написано: «Еще слышали вы, что сказано древними: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А я говорю: не клянись вовсе: ни небом, потому что он престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его …» Здесь в начале сказано, что когда клянешься, будь правдив. Но лучше не клясться вообще, потому что все, чем ты можешь поклясться, тебе не принадлежит. А мы говорим: «Если можешь уйти от клятвы, не клянись, поклявшись, держи слово, но если клятва вредит государству, откажись от нее». Понимай это так: Лучше не клясться вообще, находить способы уйти от клятвенного подтверждения в каком-либо вопросе или документе. Но положение правителя таково, что иногда необходимо идти в интересах государства на «клятву» (имеется ввиду подписание договора, пакта, соглашения). Подписав договор или дав слово, соблюдай договоренность. Но если ситуация поменялась и договор вредит государству, ты можешь отказаться от него, потому что этим ты спасаешь государство и своих подданных. И именно в этом твое моральное право (и оправдание) – отказаться или нарушить «клятву». Здесь же необходимо иметь в виду и тот факт, что иногда договоры, соглашения и т.п. подписываются в условиях вынужденных обстоятельств: опасности для личной жизни, опасности для государства. И потому отказ от них, когда обстоятельства изменились, имеет дополнительные моральные преимущества.
  21. Написано: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам, не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати ему и другую» (Мат. 19). Здесь имеется в виду, что терпением можно побороть зло. Но увы, это не всегда так. А мы говорим: «Не подставляй свое око и не отдавай свой зуб». Понимай это так: Предупреждай зло в самом начале, потому что оно как огонь слабо при возгорании и по мере возрастания пожара становится все сильнее и опаснее. В этой связи уничтожь зло на корню, как только оно возникло. Тогда никто не осмелится причинить зло. Для ясности скажем, что под «злом» в данном случае следует понимать всякие насильственные действия против власти и жизни правителя. Историческое подтверждение этому тезису легко найти, например, революция 1917 года в России. Достаточно было уничтожить малое количество революционеров в начале века и миллионы сохранили бы жизнь.
  22. Написано: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мат. 5, 42) А мы говорим: «Не всякому просящему у тебя дай, с занявшего у тебя, возьми с приростом». Понимай это так: К правителю всегда будет обращаться много просящих. Но не всякому он должен подать, а только достойному и действительно нуждающемуся. Такой подход определяется тем, что он дает не от себя, а от общества в целом. Просящими могут быть и просители должностей, поэтому они должны быть достойны. Нуждающимися могут быть не только и не столько отдельные люди, а территории и города, например, после стихийных бедствий. Это, конечно, не исключает личного милосердия по отношению к людям, лишенным возможности самостоятельно обеспечить себе пропитание. Что касается займа, то у правителя занимают либо богатые для дел приобретения еще большего богатства, либо другие правители. Поэтому он имеет полное моральное право занимать им под процент, поскольку это идет в казну государства, из которой ему нужно поддерживать уже названных выше нетрудоспособных.
  23. Написано: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших» (Мат. 5.43). Последнее означает, что любить ближнего – это не подвиг, на это способен каждый, а вот любить врага своего – это уже признак святости, к чему по религии обязаны стремиться люди. А мы говорим: «Люби народ свой и ненавидь врагов его». Понимай это так: Ты поставлен над многими людьми, как отец над детьми, тебе дано право награждать и наказывать, поэтому как отец любит всех детей и ты люби свой народ. Если этого не будет, государство станет адом и для тебя и для народа. Ненавидя народ и губя его, ты погубишь основу своей власти. Что касается ненависти к врагам, то здесь имеются в виду в первую очередь враги государства, а значит и народа, во-вторых, это личные враги, но и они лишая тебя власти и жизни, принесут народу кровопролитие и разруху.
  24. Написано: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас» (Мат. 6,1). А мы говорим: «Твори милостыню так, чтобы видели ее люди твои». Понимай это так: Личное спасение, конечно, требует скромности и смирения, но не для правителя. Поэтому когда творишь «милостыню», т.е. делаешь благодеяние, надо чтобы многие знали об этом, что увеличит твой авторитет и любовь народа. Кроме того, должность правителя такова, что многие его действия находятся на виду у народа и просто нет смысла скрывать хорошее деяние. Лучше скрой плохое.
  25. Написано: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мат. 6,6). В данном тексте говорится о необходимости истинной молитвы «наедине» с Богом, а не показной на виду у людей, т.е. от христианина требуется искренность и смирение. А мы говорим: «Твори молитву твою и тайно и явно». Понимай это так: Тайная молитва твоя – это прошение Бога о прощении грехов, о спасении души, когда ты открываешь сердце свое перед Богом. Явная молитва у многих на виду должна показывать твою набожность, веру, смирение перед Богом, заботу о народе через молитву к Богу. Явная молитва необходима правителю, потому что она усиливает любовь народа, привязывает его сердцем к правителю.
  26. Написано: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мат. 6.7). Здесь имеется в виду, что Бог еще до наших слов знает, чего мы хотим, поэтому не нужно многословия. Но сказать, что мы просим все таки необходимо, иначе для чего нам даны речь и язык? А мы говорим: «Молитесь так: Господи, дай мне здравый ум, ясную мысль, чистое сердце, сильную волю и крепкое здоровье для правления народом моим и государством моим во имя и славу Твою и ныне и присно и во веке веков. Аминь». Понимай это так: Ум необходим для принятия правильных решений и контроля над страстями; ясная мысль для того, чтобы ясно и понятно изложить свою мысль; чистое сердце для того, чтобы страсти не «замутили» рассудок и не было в сердце зла; сильная воля необходима для реализации принятых решений и преодоления всяких трудностей; и наконец, крепкое здоровье – для необходимой и достаточной трудоспособности. Все это в конечном итоге должно быть направлено на улучшение нравственного состояния общества и приближения его к состоянию царства небесного на земле. Это конечно не единственная молитва правителя, но это именно его специфическая молитва, с которой нужно начинать свой день.
  27. Написано: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мат. 6.14). Данное изречение предписывает нам быть милосердными, прощать человеческие слабости людей и обиды, нанесенные нам людьми. Это с одной стороны даст нам прощение на Небесах, а с другой облегчит жизнь и здесь на земле, так как затаенная обида превращается в ненависть, а последняя губит наше тело и душу. Поэтому лучше простить и забыть обиду и не осуждать людей за их человеческие грехи, ибо человек грешен от рождения. А мы говорим: «Исправляй грешников данной тебе властью и зачтется тебе это Отцом твоим Небесным». Понимай это так: Ты отмечен Богом данной тебе властью. Поэтому для тебя главное не столько личное смирение, но действия по воспитанию народа, очищению его нравственной деградации и не только убеждением, но при необходимости силой и жесткими, даже жестокими мерами. Если простому смертному будет засчитываться при «отчете» перед Господом его личное смирение, то тебе – действие или бездействие.
  28. Написано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и, где воры не подкапывают и не крадут» (Мат. 6, 19, 20). А мы говорим: «Собирай сокровища и на земле и на небе, но сердце свое оставляй сокровищам небесным». Понимай это так: Нельзя правителю быть бедным, потому что бедное государство – чужое государство. Поэтому делай все возможное для богатства государства, чтобы граждане могли жить достойно. Но не допускай излишней роскоши, потому что она ведет к развращенности и несправедливости в обществе. Сам же старайся довольствоваться только необходимым и к этому приучай свое ближайшее окружение, хотя это весьма сложно и непонятно простому уму и уму ближайшего окружения.
  29. Написано: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и Маммоне» (Мат. 6,24). А мы говорим: «Служи Господу Вышнему и народу своему «нижнему». Понимай это так: Служба Господу – это твоя деятельность по воплощению в жизнь земную заветов Божьих. Служба народу – это забота о его благополучии, мире и совершенствовании. Такое сочетание «служб» исключает их противоречие, но дополняет одно другим.
  30. Написано: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мат. 6, 34). Достаточно для человека заботиться о сегодняшнем дне, если же станешь заботиться и о завтрашнем, то непрерывно заботясь о себе самом из-за телесного, когда будешь иметь досуг для Бога? А мы говорим: «Живи днем сегодняшним, думай о завтрашнем, вспоминай о прошлом». Понимай это так: Используй все возможности сегодняшнего дня, живи в этом дне, а не в будущем или прошлом. Ведь будущего сегодня еще нет, а вчерашнего уже нет. Поэтому и неразумно растрачивать свои силы на них. Но, живя сегодня, думай о завтрашнем дне, чтобы ты был подготовлен к нему на случай неожиданностей. Для тебя это тем более важно, поскольку за тобой государство и народ. Вспоминать же о прошедшем дне необходимо с позиций исторических аналогий (завтрашний день – это в переносном смысле прошлое), потому что анализ прошлого дает возможность не допустить ошибок в будущем.
  31. Написано: «Не судите, да не судимы будете». Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением. В конечном итоге судить может только один Бог. А мы говорим: «Суди, но судом праведным и справедливым». Понимай это так: Будучи правителем, невозможно уйти от суда над подданными, будь то суд прямой, когда правитель судит и осуждает, или будь то суд косвенный, когда он дает оценку чьим-либо действиям и событиям. В этой связи он по должности просто не имеет права уходить от таких действий. Поэтому его «суд» должен быть открытым, чтобы все знали о справедливом подходе к рассмотрению дел и эта справедливость должна быть на виду. Она будет с одной стороны гарантией авторитета правителя у народа, с другой – надеждой на наличие справедливости в государстве на самом верху, если гражданин не может найти ее внизу.
  32. Написано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас» (Мат. 7, 6). «Псы» – это неверные, а «свиньи» – это те, кто верует, но тем не менее ведет грязную жизнь. Итак, не должно говорить о тайнах веры пред неверными и произносить светлых и жемчужных слов богословия пред нечистыми. А мы говорим: «Защищай святыни от псов, очищай землю от свиней». Понимай это так: «Псы» в данном случае – это все те, кто набрасывается на власть по злобности своей, т.е. внутренние и внешние враги. В этой связи ты должен иметь силу и ум, чтобы защититься от них. «Свиньи» – это те, кто загрязняет общество, это так называемый «человеческий мусор», который мешает обществу развиваться нравственно и экономически. Поэтому эту категорию людей необходимо изолировать и не давать ей возможности плодиться и в прямом и в переносном смысле. Ибо «свиньи» как раковая опухоль в любой момент могут дать смертельные метастазы для общества. В данном случае целесообразно прибегать к принципу необходимой жестокости, о которой говорилось выше.
  33. Написано: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мат. 7, 7). А мы говорим: «Просящему дай, ищущему помоги, стучащему открой». Понимай это так: Под просящим следует понимать того, кто просит милостыню, т.е. средства, необходимые для пропитания. Такому правитель не должен отказывать, а давать милостыню открыто. Лучше всего это делать при посещении церквей, храмов, монастырей. Просящим может быть и домогающийся должностей и почестей. Здесь надо действовать по принципу заслуженного поощрения, т.е. давать, но за труд результативный, принесший пользу государству. Ищущий – это тот, кто ищет истину нравственную, научную. Поэтому к этой категории людей будь особенно внимателен – помоги таким людям в их деле, потому что один из них может сделать для государства больше, чем тысячи других не ищущих. Стучащий – это тот, кто ищет у тебя защиты и правды. Открой ему, т.е. сделай так, чтобы если он неправедно обижен или наказан, восстанови справедливость.
  34. Написано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мат. 7, 12). Здесь показывается краткий путь к добродетели, ибо мы люди и уже знаем должное. Если хочешь, чтобы к тебе благодетельствовали, благотвори, если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби и ты сам врагов. А мы говорим: «Поступай с людьми так, как требует этого твоя власть или власть Божья». Понимай это так: В силу своей должности ты не можешь относиться к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, ибо тогда ты сравняешь их с собой. Здесь не возможен принцип равенства в отношениях. Поэтому относись к ним дифференцированно. К полезным для государства людям должно быть одно отношение, а к вредным – другое. В личных же отношениях с людьми, по возможности, будь доброжелателен и милостив, как того требует власть Божия.
  35. Написано: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот и он не упал, потому что он был на камне» (Мат. 7,24). Помимо Боге не может быть добродетели; поэтому Господь говорит «уподоблю мужу благоразумному». Камень – это Христос, а дом – душа. Итак, кто устрояет душу свою в исполнении заповедей Христа, того не могут разрушить ни дождь-дьявол, ни реки – вредные люди, число которых возрастает от этого дождя, ни ветры – духи злобы, ни какие бы то ни было искушения. А мы говорим, понимай так: Всякого, кто правильно поймет и использует эти мысли для правителей, уподобим мужу благоразумному, который построил «дом» – государство свое на «камне» – сильной власти. Кто использует наши рекомендации, тому будут не страшны «дождь» – враги внешние, «реки» – враги внутренние, «ветры» – собственные страсти, ни какие бы то ни было неожиданности и трудности. Но все это только при том, если судьба не будет против тебя.
  36. Написано: «Итак будьте мудры, как змеи, и просты как голуби». Здесь говорится о том, что человек не должен быть слабоумным и подставлять себя под удары, и в то же время, простым, т.е. незлобливым (Мат. 10, 16). А мы говорим: «Будь мудр как змеи, смел как львы и хитер как лисы». Понимай это так: Мудрость твоя должна заключаться в недопущении ошибок, потому что мудр именно тот, кто не ошибается, а для правителя это вполне возможно, поскольку он может привлекать для принятия решения советников в достаточном количестве и нужного «качества». Смелость же тебе положена по положению, ибо трус не совместим с властью. Кроме того, знай, что боязливость (не путай с осторожностью) имеет свойство притягивать опасности. Лев – царь зверей, ты – царь людей, лев бесстрашен, потому что у него нет врагов, ты будь смел, но осторожен, потому что ты всегда имеешь хотя бы одного врага. Что нельзя достичь смелостью, достигается чаще всего хитростью, поэтому будь хитр как лисы и это свойство опять-таки обусловлено твоим положением.
  37. Написано: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мат. 10, 22). Это слова к апостолам означают, что они будут гонимы язычниками и иудеями, но спасутся, если претерпят до конца, т.е. наследуют жизнь вечную после смерти. А мы говорим: «Ты ненавидим за власть многими, но терпи до конца и спасешься». Понимай это так: Люди всегда завидуют правителю за его высокое положение и часть из них может стать и становится ненавистниками. Об этом надо помнить и остерегаться, потому что всех завистников не уничтожить и некоторых необходимо бывает терпеть (что касается ненавистников, то их лучше удалить таким образом, чтобы они не могли принести вреда). «Спасешься» здесь означает, что Богом тебе будет зачтено твое терпение, поскольку при желании ты мог бы уничтожить всех завистников и недоброжелателей, но не сделал этого, а проявил милосердие.
  38. Написано: «Ученик не выше учителя, а слуга не выше господина своего» (Мат. 10, 24). Сказанное означает, что ученик не выше учителя пока ученик, то же и слуга не выше господина пока он слуга. А мы говорим: «Подданный не выше правителя и слуга не выше господина». Понимай это так: Пока ты правитель, не возвышай никого выше себя ни почестями, ни славой, ни деньгами. Потому что это приведет к следующему: тот человек, которого ты возвысил славой выше себя, может возгордится и захотеть всей славы, т.е. твоей власти, народ же может его полюбить больше чем тебя и поддержит его властолюбивые намерения, а это сочетание смертельно опасно для тебя. Также не допускай слишком большого богатства в руках отдельных граждан. Потому что деньги – это та же власть и, если их будет достаточно в одних руках, твоя власть перейдет в это руки.
  39. Написано: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Мат 10, 34). Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают в деле благочестия. А мы говорим: «Власть – вот твой меч, которым ты должен обеспечить мир». Понимай это так: Не бойся использовать силу власти для обеспечения спокойствия и мира среди своих подданных. Для этого возможно даже несправедливое, с точки зрения отдельных граждан, решение. Но знай, лучше несправедливость, чем анархия. Конечно же несправедливость должна быть как исключение, как необходимое «зло».
  40. Написано: «Кто любит отца или же мать более нежели Меня, не достоин Меня; а кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мат. 10, 37). Это означает, что Бога надо любить больше ближнего. Если они мешают этому, то лучше их оставить. Любовь же к Богу проявляется через любовь к ближнему, т.е. через исполнение заповедей Евангелия. А мы говорим: «Кто любит только себя и своих ближних, недостоин тебя». Понимай это так: Не приближай к себе людей, любящих только себя и свою семью, но не любящи отечество, потому что они будут всегда думать только о личном благополучии и благополучии родственников. Это благополучие в земном мире обеспечивается деньгами и поэтому их главный интерес – деньги. При достаточном количестве ими могут быть куплены и твои приближенные, потому что их Бог – мамона.
  41. Написано: «Но кому уподоблю род сей? он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играем на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мат. 11, 16). Сказанное намекает на своенравность иудеев, которым не нравилась ни строгость Иоанна, ни простота Христова. А мы говорим: «Уподобим род сей несмышленым детям и своенравным женщинам, которые многое не понимают, но считают себя правыми во всем». Понимай это так: Народ плохо разбирается в общих вопросах целей, устройства, управления обществом и поэтому к мнению его в этих вопросах (типа референдумов) обращаться не нужно, ибо это потеря времени и денег. Но он (народ) хорошо разбирается в частных вопросах и здесь ему надо давать необходимую и достаточную свободу. Что же касается перманентной правоты, то здесь имеется в виду своенравие народа, живущего не умом, а страстями. Поэтому часто решения правителя для народа кажутся или непонятными, или неверными.
  42. Написано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам…» (Мат. 12, 31). Говорится здесь следующее: всякий другой грех имеет хоть малое оправдание, например, блуд, воровство. Ибо мы в таких случаях ссылаемся на человеческую слабость и являемся заслуживающими извинения. Хула же на Духа не прощается, ибо это уже грех богоборчества. А мы говорим: «Многие вины можешь простить гражданам, вины же измены Отечеству не прощай». Понимай это так: Человек грешен от природы и может оступиться, поэтому в определенных случаях он может быть оправдан и помилован, поскольку своим поступком вредит себе и немногим. Изменник же вредит не только тебе, но и государству, а значит многим, он изменяет не только тебе, но тем, кто его породил, той земле, которая дала ему жизнь, той вере, в которой он был рожден. Поэтому изменники не заслуживают прощения и требуют самого жесткого суда. В подтверждение этой мысли приведем слова святых старцев: «Возлюби врага своего, убей врага своей Родины, презирай врага своей Веры».
  43. Написано: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду» (Мат. 12, 33). Понимай это так: При оценке любого гражданина подходи, исходя из результатов его деятельности, а не по словам его или других граждан, оценивающих этого человека. Особенно важен этот принцип при назначении на государственные должности и формировании ближайшего окружения.
  44. Написано: «И некто сказал Ему: вот матерь Твоя и братья Твои стоя вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал говорившему: Кто – матерь Моя, и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот – матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю отца Моего Небесного, тот мне брат и сестра, и матерь» (Мат. 12, 49, 50). Здесь сказано, что Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый не достойный не получает пользы от родства. А мы говорим: «Народ твой – братья твои и сестры твои». Понимай это так: Ты не только правитель, но и пастырь своего народа. А это обязывает к отеческому отношению к подданным. В каждом из них пытайся видеть близкого человека. Будь для народа не только правителем, но воспитателем и защитником.
  45. Написано: «И когда он сеял, иное упало при дороге и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на месте каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Когда же взошло солнце, увяло, и как не имело корня, высохло; Иное упало в терние и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же тридцать» (Мат. 13, 4-9). Здесь говорится о слове Божьем, что оно дает «всходы» не в каждом, а только в одном случае из четырех и здесь результат колеблется от ста плодов до тридцати. Понимай это так: Все люди разные по своим способностям и возможностям, поэтому не трать сил на посевы среди «бесплодных» людей, а сосредоточь усилия на «благодатной» почве и тогда получишь желаемый результат с наименьшими затратами. Эта притча говорит также о необходимости ранжирования общества на сословия, которые наиболее приспособлены к той или иной деятельности. Сословность облегчит тебе поиск людей для выполнения тех или иных государственных задач.
  46. Написано: «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем; которое хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мат. 13, 31, 32). Здесь горчичное зерно – это проповедь и апостолы. Ибо хотя их и немного было, они объяли всю вселенную, так что птицы небесные, т.е. те люди, которые имеют легкую взлетающую мысль, отдыхают в них. Понимай это так: Твоя власть – горчичное зерно и она должна дать кров людям, т.е. укрыть их от бед и невзгод, обеспечить им достойное существование. Можно это понимать и так: из многих дел, которые ты делаешь, дело добродетели, т.е. нравственного воспитания, кажется самым малым «горчичным зерном», но если оно прорастет на благодатной почве, то даст государству во много раз больше, чем чисто экономические и прочие производственные работы.
  47. Написано: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мат. 15, 11). Господь поясняет это так: «что все входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон. А исходящее из уст – из сердца исходит; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мат. 15, 17-20). А мы говорим: «Держи подальше мысль от сердца, а необдуманную мысль – от языка». Понимай это так: Чтобы тебя не подвели страсти сердца, при всех своих действиях старайся уйти от этих страстей, но руководствуйся рассудком, т.е. не принимай решение под порывом сердца, а дай ему успокоиться, пусть даже это потребует определенного времени. Что же касается необдуманной мысли, то для правителя она должна быть как бы под замком - не выпускай ее, держи подальше от языка, до момента созревания, когда она станет обдуманной. И знай, что твое слово должно цениться на вес золота. Болтливость не присуща мудрому правителю.
  48. Написано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мат. 16, 26). Здесь говорится о том, что если ты приобрел мир, то какая тебе польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в плохом состоянии. В жизни это чувствуется, когда при душевной боли не нужны никакие богатства и блага. В жизни вечной это означает, что каждому придется держать ответ перед Богом на один главный вопрос «Что ты сделал такого, чтобы Мне показать?» Суть этого вопроса в том, что показать Господу нужно те дела, которые он принимает, а это добродетель, милость, покаяние, а не богатство, земная слава и прочее. А мы говорим: «Спасение души твоей в спасении душ подданных». Понимай это так: Ты – правитель, и поэтому не сможешь заниматься спасением только своей души, как это делают монахи. Но обеспечивая благополучие граждан, делай так, чтобы росло их нравственное состояние, чтобы они приближали свою жизнь к жизни по заповедям Божьим. И если ты хотя бы немного преуспеешь в этом деле, Господь простит тебе человеческие слабости – грехи. И на вопрос Господа: «Что ты сделал такого, чтобы показать Мне?» у тебя будет ответ.
  49. Написано: «Если же рука твоя или нога твоя соблазнят тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; лучше тебе с одном глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мат. 18, 8,9 ). Понимай это так: Рука, нога и глаза – это твое ближайшее окружение: семья, родственники, советники, которых ты имеешь как бы в качестве членов тела своего. Итак, если они окажутся вредными для тебя и государства, то должно «презирать их как гнилые члены» и отсекать, чтобы они не повредили тебе и твоему государству. Из этого ясно, что есть вредные люди, но нельзя допускать, чтобы они портили тебя и твою власть.
  50. Написано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, радуется о ней больше чем девяносто девяти не заблудившимся» (Мат. 18, 12, 13). Понимай это так: Сто овец – это твои поданные, живущие по законам общества и религии. Одна овца – это отдельные слои нуждающихся в твоем особом внимании. Это могут быть люди, не способные самостоятельно обеспечить себе пропитание, дети, сироты и др. Проявляя заботу о них, ты находишь ту потерянную овцу, которая и даст тебе больше радости для сердца, чем остальные. Одной овцой могут быть также отдельные слои и граждане, приносящие наибольшую пользу для государства, например, ученые. Проявив к ним внимание, ты можешь получить для государства больше, чем от других «ста овец» и это даст тебе радость.
  51. Написано: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе «до семи», но седмижды семидесяти раз» (Мат. 18, 21, 22). Господь говорит здесь: сколько бы раз кто-либо, согрешая, ни каялся, прощай ему. А мы говорим: «Не прощай согрешившему против тебя, ибо он грешит против власти и государства». Понимай это так: Согрешивший против тебя – это тот, кто нарушает установленные в государстве законы, если прощать таких людей, они послужат примером для других. Такая безнаказанность приведет к анархии и беспорядкам и, в конечном итоге, к потере власти. Поэтому в наказаниях будь суров, но справедлив.
  52. Написано: «Но я говорю вам: кто разведется с женою своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мат. 19, 9). А мы говорим: «Твоя жена должна быть вне подозрений, ибо в этом ее главная добродетель». Понимай это так: Жена, являясь ближайшим человеком правителя, становится как бы сопричастницей власти и поэтому всякое ее недостойное поведение скомпрометирует тебя и твою власть. В этой связи воспитай жену так, чтобы она не дала повода для подозрений, слухов и сплетен. Главное требование к твоей жене – это смирение и послушание, ибо женщина гордая и своенравная не даст тебе ничего кроме страдания и опасностей для твоей власти. Избавься от такой женщины, но таким образом, чтобы тебя не обвинили в несправедливости к собственной жене.
  53. Написано: «…Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди… не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мат. 19, 17-20). А мы говорим: «Если хочешь войти в жизнь вечную, сделай так, чтобы подданные твои жили по заповедям Божиим». Понимай это так: В силу твоего положения ты сам не всегда можешь исполнять все заповеди Божии. Например, «не убивай». Если даже ты сам не убиваешь, но вынужден делать это руками других для наказания преступников, при ведении войны. Не можешь ты также в полной мере «любить ближнего своего как самого себя», ибо тогда ты должен отказаться от власти. Твое положение обязывает тебя к другой миссии – добиваться соблюдения заповедей твоими подданными. И только тогда, когда они в полной мере будут их соблюдать, ты можешь (и будешь обязан) соблюдать заповеди Божии в полном объеме и во всех случаях жизни.
  54. Написано: «Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званных, а мало избранных» (Мат. 20, 16). Здесь Христос указывает на иудеев и язычников. Те, будучи первыми, сделались последними, а язычники, которые были последними, стали первыми в вере. А мы говорим: «Не делай первых последними, а последних первыми. И из первых найди избранных». Понимай это так: Сохраняй исторически сложившуюся систему сословий и рангов в обществе. Это обеспечит его стабильность, но, конечно, если несправедливость, существующая в каждом обществе, не перейдет всех допустимых границ. Изменение соотношений между рангами и сословиями приведет к распрям и смутам. Но конечно нельзя допускать омертвления рангов и сословий, т.е. высшие сословия должны пополняться людьми способными из низших, а низшие – «отходами» из высших. Помни, «ранговость» общества – это основа саморазвития и прогресса общества. Что касается «избранных», то здесь имеется ввиду лучшее правящее меньшинство, которое ты должен находить среди лучших сословий. В этом смысл их избранничества тобой.
  55. Написано: «И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу» (Мат. 22, 20, 21). Понимай это так: Собирай с народа то, что положено кесарю, т.е. средства, необходимые для содержания власти. Не допускай ухода от податей и налогов. Но не делай так, чтобы налоги стали невыносимыми для народа. Старайся брать десятину от доходов – это библейская норма. Все, что выше нее, от лукавого. Из полученных доходов направляй часть на повышение религиозности народа, его нравственности, на поддержание церкви. Это и будет «Божие Богу» с твоей стороны.
  56. Написано: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мат. 23, 12). Здесь Господь говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет себя сам возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен. А мы говорим: «Будь великим в глазах людей, но смиренным перед Богом». Понимай это так: Ты поставлен судьбой над многими и уже этим возвышен. Будь достойным своего положения и делай так, чтобы сохранить свое величие, ибо величие – это неотъемлемый элемент власти. Не будь равным другим, но будь выше других, потому что высота – одна из основ твоего служения. Смирение перед Богом означает то, что ты должен знать: есть сила выше тебя, которая может сокрушить тебя в любой момент. Потому старайся искоренять зло в твоем государстве, потому что только это угодно Богу.
  57. Написано: «И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, спасется» (Мат. 24, 10-13). А мы говорим: Не позволяй соблазнам взять силу в твоей стране, не допускай лжепророков к людям, исполняя это, спасешься». Понимай это так: Соблазны – это страсти человеческие, которые необходимо сдерживать данной тебе властью, ибо распущенность в страстях ведет к разврату и гибели государства. Лжепророки – это всякого рода сектанты, маги, мошенники, спекулирующие на доверчивости (духовной) людей и делающие их ум больным, а мысли смутными. Не допускай их к народу, но изолируй всеми возможными способами, потому что та зараза, которую они проповедуют, против заповедей Божьих, а значит и против твоего народа и твоей власти.
  58. Написано: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит» (Мат. 25, 30). Понимай это так: У тебя много подданных, среди которых есть исполняющие волю твою и законы, но есть не исполняющие. Таких «выбрасывай во тьму внешнюю», т.е. наказывай, ибо всякое согрешение должно быть наказано, а это на земле в твоей власти.
  59. Написано: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле; Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се Я с вами во все дни до сканчения века» (Мат. 28, 18-20). А мы говорим: «Дана тебе власть на земле, но за нее тебе придется отчитаться перед властью на небе». Понимай это так: Твоя власть не земле временна. Она может закончиться как ее потерей во время твоей жизни, так и с твоей смертью. Поэтому правь так, чтобы ты смог отчитаться перед властью на небе. Для этого правление твое должно быть мудрым и справедливым, а жизнь твоя – как можно более богоугодной. Да будет так. Аминь!

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: