карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

2.2. Исторические и теологические аспекты единоличной власти

…власть всегда единолична вне зависимости от источников ее происхождения …

Единоличная власть на современном этапе развития общества многим представляется архаичной формой правления и это в определенной мере так. Но мы не исключаем, что она находится на подходе к новому витку своего развития, толчком которому могут послужить кризисные и трагические моменты в общественном развитии, симптомы которых явно проявляются в последние годы. К этим симптомам можно отнести, во-первых, резкое падение нравственности во всем мире, во-вторых, истощение источников природных ресурсов всех видов и соответственно усиление борьбы за них, в-третьих, обострение взаимоотношений как между супердержавами, так и между "Западом" и "Востоком", терроризм. В конечном итоге эти факторы приведут к "горячей" или "холодной" войне, а значит и к консолидации нации вокруг "лидера-спасителя", который может стать при определенных условиях и желании диктатором или монархом, пусть даже без традиционного названия этой формы верховной власти.

В этой связи для правителей важно знать исторические пути единоличной власти, ее содержание, результаты правления как положительные, так и отрицательные, а также причины ее падения.

Обратимся к первоисточникам, одним из которых является Ветхий завет. В книге Бытие говорится о том, что первая форма правления, данная Богом человеку, была патриархат, т.е. человек подчинялся патриарху – отцу, который в свою очередь подчинялся Богу и был с ним, можно так сказать, в прямом контакте. Такое правление продолжалось, начиная с сотворения Мира и до Моисея. Патриархами являлись Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф. При патриархах правление осуществлялось через соглашение патриарха с Богом, патриарх был передаточным звеном воли Божьей.

По мере размножения людей и размножения их грехов, патриаршая форма правления отмирает, как в прямом, так и в переносном смысле. Возникает, начиная с Моисея, форма правления пророков. По вертикали она в принципе ничем не отличается от патриаршей формы, но по горизонтали существенно отличается: управление делегируется на 12 колен Израилевых и осуществляется письменная фиксация договора Бога с народом, которая дается Моисею в виде скрижалей, на которых записаны законы поведения людей.

Для управления людьми бог избрал одно из колен Израилевых левитов, из которых должны были назначаться священники. Именно они и должны были управлять евреями путем организации и контроля исполнения законов, записанных на скрижалях. Здесь интересны требования к священникам (мы рассматриваем их как представителей власти), которые установил Бог и передал это сыновьям Аарона-левита:

И сказал Господь Моисею: „Скажи все это сыновьям Аарона, священникам: священник не должен осквернять себя прикосновением к умершему. Но если умерший был его близким родственником: его отцом или матерью, его сыном или дочерью, его братом или незамужней сестрой, которая была близка к нему, то священник может осквернять себя, дотрагиваясь до мертвого тела. Но священник не должен осквернять себя, если умерший был одним из его рабов.

Священники не должны брить головы своей и не должны сбривать края своей бороды. Священники не должны делать нарезы на своем теле…

Верховный священник должен жениться на девственнице. Верховный священник не должен брать в жёны женщину, которая имела половые отношения с другим мужчиной. Он не должен жениться на блуднице, на разведенной женщине или на вдове. Верховный священник должен жениться на девственнице из своего народа. Тогда люди будут уважать его детей. Я, Господь, отделил верховного священника для его особой работы.

И сказал Господь Моисею: "Скажи Аарону: если у кого из твоих потомков будет физический недостаток, то они не должны приносить хлеб Богу. Никто, у кого есть физический недостаток, не должен служить священником и приносить мне жертвы.

Вот какие люди не могут быть священниками: слепые, люди со шрамами на лице, с уродливыми руками, ногами, горбатые люди, карлики, косоглазые люди, те, у кого есть сыпь на коже или кожное заболевание, люди с поврежденными яичниками".

Из приведенного текста власть может выбрать себе требования к управленческим кадрам и, в частности, следующие: Правитель и его помощники – управленцы, должны отличаться внешне от других людей; тело их должно быть чистым от различных наколок, порезов, татуировок; жена должна быть девственницей, чтобы не осудили и не обсуждали ни тебя, ни ее; дети должны быть чистыми и не осквернять себя блудом, или другими безнравственными поступками; необходимо иметь выдержку - "не рвать на себе одежд"; жениться надо на девушке из своего народа; во власти не должны быть люди с физическими недостатками – хромые, косые, горбатые, карлики и т.д., потому что такие люди не пользуются уважением, а вызывают чувство либо жалости, либо брезгливости.

Для правления на чисто бытовом уровне в помощь священникам предлагается: «В каждом городе, который дал тебе Господь, Бог Твой, выбери судей и надзирателей, пусть каждое колено сделает это, чтобы они судили народ по справедливости. Будь всегда справедлив, не оказывай предпочтения одному перед другим, не бери денег за то, чтобы изменить свое суждение, ибо деньги ослепляют разумного и искажают речи доброго. Ищи правды! Усердно старайся быть праведным и справедливым, и тогда будем жить и сохраним землю, которую дает тебе Господь, Бог Твой!» (Второзаконие 16:12-17:12).

Таковы основные подходы в правлении пророков. Время судей наступило после покорения Израилем народов, живущих на земле обетованной. Всего было покорено 31 царство.

Прелюдией перехода от правления пророков к правлению судей были следующие обстоятельства:

«Иисус (Навин) распустил народ, и каждая семья пошла на свою землю, чтобы жить там. Народ Израиля служил Господу во времена, когда Иисус был жив. Они служили ему, и после смерти Иисуса, во времена старейшин, которые были свидетелями всего великого, что Господь сделал для народа Израиля. Слуга Господа Иисус, сын Навина, умер в возрасте ста десяти лет. Народ Израиля похоронил его на его земле в Фамнаф-Сараи, в горной местности Ефремовой, на севере от горы Гааша.

После смерти всего этого поколения выросло новое поколение, которое не знало Господа и всего великого, что Он сделал для народа Израиля. Они стали делать зло и поклоняться лжебогу Ваалу, Господь видел всё это. Народ Израиля отвернулся от Господа, Бога их предков, который вывел их из Египта. Они стали поклоняться лжебогам, окружавшим их народ, и это разгневало Господа. Народ Израиля отказался следовать за Господом и стал поклоняться Ваалу и Астарте.

Господь был разгневан и дал врагу напасть на народ Израиля и разграбить их владения. Господь дал врагам разгромить их, и народ Израиля не смог устоять перед врагами. Господь не был с народом Израиля, и поэтому, где бы они ни воевали, они всегда терпели поражение. Господь предупреждал народ- Израиля, что они всегда будут терпеть поражение, если будут поклоняться богам народов, живущих вокруг них. И народ Израиля очень страдал.

Затем Господь выбрал вождей, которых назвал судьями».

Всего мы насчитываем двенадцать судей, среди которых была (впервые) одна женщина: Гафоноция, первый судья, Аод, Самегар, Девора – женщина, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон, Илия, Самуил.

В чем же заключалась специфика правления судей? Первое, что следует отметить – это назначение судей для спасения народа от врагов, т.е. они выступали в роли "кризисных правителей", с одной стороны их задача была объединить народ Израиля для защиты от внешних врагов, вторая – спасение народа от грехов – нарушения законов Божьих. Первая задача была в определенной мере решена, вторая же, как показывает история, не решена до сих пор. Анализируя период правления патриархов, пророков и судей, мы можем выделить главный источник их власти – это Господь Бог, т.е. их никто не выбирал, они были, как бы даны свыше и эта данность подтверждается сверхъестественными силами, которыми они были наделены – творение чудес, прорицание будущего, долгожительство, общение с Богом прямое и косвенное (через сны).

На следующем этапе правления - правления царей - чудотворение власти исчезает. Управление осуществляется не через подчинение и страх перед высшей силой - Богом, а через подчинение низшей силе – человеческой олицетворенности в избраннике народа – царе. Но избрание это происходило "под контролем Бога" через помазание елеем пророками, а в дальнейшем главными священнослужителями. О том, как избирали первого царя, мы находим в 1-й книге царств (7:11-8:5):

Когда Самуил состарился, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Старшего сына звали Иоиль, а второго сына звали Авия. Они были судьями в Вирсавии. Но сыновья Самуила жили не так, как жил их отец. Они брали взятки, тайно брали деньги и меняли свои решения в суде. Тогда собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилу в Раму. Они не хотят, чтобы Я царствовал над ними! Они поступают так, как поступали всегда. Я вывел их из Египта, но они оставили Меня и служили другим богам. Так поступают они и с тобой. Послушай их голоса и сделай так, как они говорят. Только предупреди их и расскажи им о власти и о правах царя, который будет править ими.

И пересказал Самуил все слова Господа народу, который просил у него царя. Он сказал: «Вот, что будет делать царь, который будет царствовать над вами: он заберет ваших сыновей и заставит их служить себе. Он приставит их к своим колесницам и сделает их всадниками в своей армии, и они будут бежать перед его колесницами. Некоторых он сделает начальниками над тысячью воинов, а некоторых над пятьюдесятью. Царь заставит одних возделывать для него поля и собирать урожай, а других делать воинское оружие и части к своим колесницам.

Царь заберет у вас дочерей, чтобы они изготовляли для него одежды, варили и пекли хлебы.

Царь заберет у вас лучшие поля, виноградники и оливковые сады и отдаст их своим слугам. Он заберет десятую часть от ваших оливковых садов и отдаст своим слугам. Царь заберёт рабов и рабынь ваших, ваших лучших юношей и ваших ослов и использует их для своих дел. Он заберет десятую часть вашего мелкого скота, - и сами вы станете ему рабами. Вы будете рыдать от царя, которого избрали, но Господь не ответит вам тогда.»

Но народ не захотел слушать Самуила – «Нет. Мы хотим царя, который будет царствовать над нами. Тогда мы будем как прочие народы. Наш царь будет судить нас и вести нас в сражениях». Самуил выслушал все слова народа и передал их Господу. Господь ответил: «Ты должен послушать их! Поставь им царя.» Тогда Самуил сказал народу Израиля: «Хорошо! Будет вам новый царь. А сейчас возвращайтесь домой.»

Согласившись на избрание царя, Господь устанавливает условия избрания царя и правила его царствования:

Вы обязательно должны выбрать царя, которого изберет Господь. Царем над вами пусть будет один из вас, не ставьте над собой царем чужестранца. И пусть царь не забирает себе все больше и больше коней и не посылает никого в Египет, чтобы привести еще коней, ибо Господь сказал тебе: "Никогда не возвращайтесь обратно той дорогой". И пусть у царя не будет слишком много жен, ибо это приведет к тому, что он отвернется от Господа, пусть он не обогащается серебром и золотом.

В начале своего правления пусть царь спишет для себя законы в книгу, пусть перепишет их с тех книг, которые храниться у священников и левитов. Пусть держит эту книгу при себе и всю жизнь читает ее, ибо царь должен научиться почитать Господа, Бога своего, и безоговорочно исполнять все, что велит закон. И тогда царь не будет считать себя лучше своего народа, не отвернется от закона, а будет в точности следовать ему, и тот царь и его потомки будут долго править израильским царством".

Процедура избрания была следующей:

"Самуил взял сосуд с елеем и вылил его на голову Саула. Затем он поцеловал его и сказал: «Господь выбрал тебя править народом, принадлежащим Ему. Ты будешь управлять народом Господа и спасёшь его от окружающих его врагов. И вот знак, который подтвердит, что это правда. Когда ты сегодня уйдёшь от меня, то встретишь двух человек возле гроба Рахили, в Целцахе, на земле Вениаминовой. Они скажут тебе: «Нашлись ослицы, которых ты искал. Отец твой, забыв об ослицах, беспокоится теперь о тебе и говорит: «Что с моим сыном?»

Затем ты пойдёшь дальше, пока не придёшь к большому дубу Фаворскому, и встретят тебя там три человека, идущих молиться Богу в Вефиль. Один из них будет нести трёх козлят, другой нести три булки хлеба, а третий – сосуд с вином. Они будут приветствовать тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь их. Затем ты придешь на холм Божий, где находится филистимское укрепление. Когда ты зайдёшь в этот город, ты встретишь нескольких пророков, спускающихся с высоты. Они будут пророчествовать и играть па гуслях, тамбуринах, флейтах и лирах. И сойдёт на тебя Дух Господний с великой силой, и ты изменишься. Ты станешь другим человеком и будешь пророчествовать с ними. Когда это произойдёт с тобой, делай всё, что задумаешь, ибо с тобой будет Бог.

Иди в Галгал раньше меня, и я приду к тебе туда для принесения всесожжений и жертв содружества. Жди меня семь дней, пока я не приду и тогда я скажу, что тебе делать».

Самуил созвал весь народ израильский к Господу в Массифу. И сказал он народу Израиля: «Господь, Бог Израиля, говорит: «Я вывел Израиль из Египта. Я спас вас от надзора египтян и от других царств, угнетавших вас. Но сегодня вы отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бед и несчастий. Но вы сказали, что хотите царя, который бы правил вами. Итак, предстаньте теперь перед Господом по коленам и родам вашим».

Самуил созвал все колена Израильские и стал выбирать царя, и было выбрано колено Вениамина. Тогда он велел подходить колену Вениамина по родам, и из них была выбрана семья Матриева. Затем Самуил велел подходить каждому мужчине из этой семьи, и из них назван был Саул, сын Киса.

Но когда его стали искать, то не могли найти его. Они спросили Господа: «Пришёл ли сюда Саул?»

Господь сказал: «Вот он, прячется в обозе».

Люди побежали и вытащили оттуда Саула, и он стал царем среди народа, и был выше всех остальных. И сказал Самуил всему народу: "Смотрите, кого избрал Господь. Во всем народе нет ему подобного." Тогда весь народ воскликнул: "Да здравствует царь!".

Из изложенного выше сделаем вывод: избирал не народ, и не Самуил, а Бог. Народ только требовал царя и после радовался его избранию.

Всего после Давида в Израиле во всех его коленах до разрушения Иерусалима царствовало 37 царей. Анализ этих царствований показывает, что по мере развития истории Израиля царствование отходило от законов, установленных Богом для иудеев вплоть до богоборчества. Что подтверждает порочную сущность человека, его неисправимость, даже на уровне царей. Лучший из них – избранный Богом Давид и тот был грешен (когда отнял Вирсавию у Урии и послал его на смерть). Мудрейший из царей Соломон начал поклоняться богам своих жен (у него их было 700 и еще 300 наложниц). Таким образом, даже эти два благословенных Богом царя не устояли, не устояли перед женщиной – воплощением самой опасной страсти человека (после гордости) – похоти. Что касается остальных царей, то у них мы находим целый "букет" пороков.

Материалистический взгляд на возникновение института единоличной власти основывается на тезисе вождизма. Это когда на время войны избирался вождь, которому подчинялись единоплеменники. Обычно это был самый сильный, смелый и умный воин. В мирной жизни он становился обыкновенным членом племени. Но постепенно, в силу честолюбия, эти вожди оставались во главе племени и в гражданское время. По мере развития общества и главное появления частной собственности, которую передавали по наследству, возникла потребность и передачи власти по наследству, как формы защиты этой частной собственности. Таким образом, в материалистическом понимании и возник статус царей. Вначале это были цари городов-государств, а затем уже государств в чистом виде. Возникновение института царей непосредственно связано с возникновением государства как высшей формы власти. В этой связи на примере становления государства мы можем увидеть и логику возникновения единоличной власти.

Все первые государства, возникшие в Месопотамии, Египте, Китае, Индии, Америке были уникальны, и их историческое развитие шли разными путями. В то же время они имели и общие важные черты: зарождающаяся бюрократия, правящая элита, государственная религия, постоянное войско, централизованная экономика.

К факторам, обуславливающим возникновение государства, относятся: демография, т.е. увеличение численности населения; производство, т.е. разделение труда; социум, рассматриваемый как система взаимоотношений в обществе; территория, т.е. плотность и размеры расселения; экология или климатические и топологические условия жизни; дух или нравственно-религиозное состояние общества. Рассмотрим как каждый из названных факторов влияет на возникновение государственной формы и их взаимосвязь и взаимозависимость.

Демография, или увеличение численности населения, может быть и является фактором, влияющим на возникновение государства и публичной власти исходя из того теоретического и практического положения, что в управлении имеет место норма управляемости, т.е. то количественное соотношение между руководителем и подчинённым, проявление которого ведёт к потере управляемости. Исходя из этого при определённой численности, например в 1000 человек, требуется новый - второй уровень управления, когда 10 родов объединяются в племя. При увеличении численности более 10 000 человек (это, например, 10 племён по 1000 человек объединяются в союз племён) требуется третий уровень управления в форме "великого" вождя или князя. И уже на этом уровне возникает необходимость в "отделении" власти от народа, которое заключается в создании вокруг вождя "аппарата управления" в виде советников, военного лидера, ответственного за отправление культов, "налогового инспектора".

Производственный фактор имеет значение с позиции разделения труда, которое требует координации деятельности различных групп и классов населения. Так, первое великое разделение труда привело к образованию племён земледельцев и скотоводов, второе разделение труда, представляющее собой отделение ремесла от производства, создало условия для возникновения союза племен.

Наконец третье великое разделение труда - это отделение интеллектуального труда от физического. Оно-то и является главной основой государства. Интеллектуальный труд начался с вождизма и его "аппарата управления". Разделение труда требовало определённой координации, как в процессе производства, так и в процессе обмена. В этой связи стали возникать структуры, решающие эти задачи на различных уровнях, начиная от собственно производства и заканчивая государством.

Социум как фактор образования государства может рассматриваться как достижение определённого уровня взаимоотношений в обществе, позволяющего создать и признать верховную публичную власть, класса и сословия, и найти баланс интересов между верховной властью, классами и сословиями. И здесь можно согласиться с Ф. Энгельсом в том, что первоисточником государства явился переход от общественной собственности к частной. И этот переход дал прогресс в развитии общества за счёт интенсификации труда, что позволило получить излишки продуктов и в конечном итоге привело к накоплению богатств на определённых полюсах общества. Защита этих богатств, как от внешних врагов, так и от внутренних посягательств требовала определённого "аппарата", который и возник в форме государства.

Территориальный фактор образования государства может рассматриваться с точки зрения необходимости защиты территории, занимаемой тем или иным племенем и народом, отсюда необходимость наличия сначала сборной военной силы, а в последствии постоянной профессиональной армии, которая и является одним из элементов государства.

Экологию, как фактор образования государства, следует оценивать с позиций влияния климатических и географических условий на возникновение государства, но здесь возможна только опосредованная связь через развитие производства. Так как усложнение условий жизни требует более развитого производства, например, похолодание, требует огня, оскудение животного мира требует земледелия, засуха требует орошения и т.д. Но этот фактор не всегда находит своё подтверждение, так как низшие ступени развития существовали как на Юге (Южная Америка, Африка, Австралия), так и на Севере (Северные народности России, Америки, Канады).

Уровень нравственно-религиозного сознания общества также является фактором возникновения государства, поскольку на определённом этапе возникает необходимость повиновения, исходящая из поклонения высшим силам (божественным), богам, духам, которая впоследствии преломляется в подчинение верховной власти, как представительнице высших сил на Земле.

Рассматривая проблему возникновения единоличной власти нельзя не остановиться и на так называемом человеческом, а точнее личностном факторе. Суть его заключается в том, что человек от природы наделён властолюбием. Это качество человеческой личности являлось на всём протяжении двигателем расширения масштабов власти, ее абсолютизации и придания ей самостоятельного значения. Поэтому личностный фактор играет активную роль в становлении и развитии государственной формы, именно единоличной власти.

Немаловажное значение для расширения государственной формы сыграла письменность, потому что без неё размеры и структура государств остались бы на уровне греческих городов-государств и племён. Как видно из содержания названных факторов каждый из них самостоятельно не мог стать основой возникновения государства, так как все они взаимосвязаны между собой и по каждому шло количественное наполнение, которое постепенно переросло в новое качество. Если придерживаться материалистической и эволюционной точки зрения на развитие человечества, то иерархия факторов может быть представлена следующим образом: производство - демография - территория. Духовно-нравственный подход предполагает следующую иерархию: Дух (божественная воля) - душа (человек с волей к лидерству, властолюбию и подчинению) - рассудок (баланс объекта и субъекта власти в форме государства). Такое дуалистическое, иерархическое построение, конечно же, наталкивает на вопрос, что было первичным - дух или человек (общество) в процессе образования государства?

Материалистический подход строится на изучении археологических данных и организации управления в племенах Америки, а также на частной форме собственности и соответственно противоречиях, вытекающих из них. Но археологические данные, топоры, копья, очаги и пр. не могут быть свидетельством организации общества, но только прогресса производства. Поэтому последняя до момента возникновения письменности по существу покрыта мраком. Письменность же возникла, когда уже существовали государства, то есть исторически достоверным является этот этап. И соответственно факторы, выделенные нами как основание возникновения государства, выступают на самом деле как факторы развития государства.

С другой стороны в эволюции остаётся неясной проблема первого "толчка" в прогрессе производства и общества, возникновения частной собственности и письменности, а также религии.

Рассматривая духовно-нравственный подход к возникновению государства, мы также сталкиваемся с ограниченностью наших познаний в объяснении момента его возникновения и первого "толчка". Потому что человек был задуман Богом вовсе не для развития производства и общества, а "по образу и подобию своему", т.е. живя в раю, он находился на уровне ангелов или полубогов и был также совершенен. Но грех и изгнание из Рая изменили среду обитания, и он был вынужден выживать "трудясь в поте лица своего". Таким образом, мы подходим к ответу о первичности духа в образовании государства. Причина здесь может быть следующая: грехопадение - это первый "толчок"; свобода воли человека (наделённого душой и разумом) и необходимость и способность трудиться, а значит, и совершенствоваться в пространстве и времени - это базис эволюции общества или второй "толчок". И, наконец, третий "толчок" это властолюбие отдельных личностей, желающих возвыситься над другими. Этот феномен, т.е. почему человек хочет возвыситься над себе подобными, почему он хочет властвовать, нельзя объяснить только плотскими началами (лучше есть, иметь больше богатств, лучшие условия жизни, красивые женщины и т.п.), но может быть здесь играет роль и тот атавизм, который остался у человека от его ангельской сущности, когда он был полубогом, и все земные существа были ему подвластны и послушны. Мы бы назвали это атавизмом "руководящей силы" - и источником единоличной власти.

Для того, чтобы выявить положительные и отрицательные моменты в единоличном правлении, рассмотрим правление наиболее известных диктаторов, императоров и царей Древнего Рима и России.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: