карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Шарапова кербер видео. Бартоли м кербер а.,техническая экспертиза документа
Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

Глава IV. Пути прихода к власти

Пути к власти, как показывает история, могут быть весьма различны и зависят они от промысла Божьего и от свободы воли человека. Эти пути включают в себя как чудо-помазание на царство, так и монархическое наследование или императорское усыновление, как дворцовый переворот, так и насильственное свержение власти; как избрание так и назначение. Все зависит от объективных обстоятельств того или иного времени, менталитета нации и волевых усилий претендента на власть. Рассмотрим отдельные примеры прихода к власти на различных исторических этапах и в различных странах.

4.1. Чудо помазания на власть

… Ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены…(Ап.Павел 13:1-7)

В чистом виде чудо-помазания на царство мы встречаем только в случаях помазания на царство Саула, затем Давида и русских царей вплоть до Николая II. Суть помазания заключается в том, что ни сам претендент на власть ни народ не являются источником власти в данном случае. Источником власти является Бог, который через своего пророка указывает, кто будет носителем власти, кто должен исполнить и требовать исполнения Божьей воли на земле. Помазание является, образно говоря, делегированием власти Бога конкретному человеку, которому должны подчиняться все другие люди. В этой связи «помазанническая» власть должна была стать пастырской, т.е. управлять народом израильским на основе заповедей Божьих. Возникновение же царской власти на основе помазания связано, как известно, и со свободой воли, данной людям (израильскому народу), потому что они потребовали царя и Бог по своему милосердию дал им его. Но, подчеркиваем, никакого избрания царя в данном случае не было. Чудо же помазания заключается в том, что ни Саул ни Давид не могли даже предположить о таком чудесном изменении своего социального статуса, превращения из обыкновенных пастухов в царей. Но насколько различен был их путь к царству! Саул получил власть без всяких трудностей, Давид же шел к власти через борьбу с врагами и через опасности для своей жизни со стороны Саула.

Итак, дадим краткую историю их помазания на власть.

Во-первых, узнаем причину помазания на власть Саула. Она, увы, находится не в Божественной сфере, но в человеческой, а именно в испорченности человека и именно испорченности властью. Вот, что мы находим в Библии (1-я Царств 7:11-8:5) в этой связи:

«Когда Самуил состарился, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Старшего звали Иоиль, а второго сына звали Авия. Они были судьями в Вирсавии. Но сыновья Самуила жили не так, как жил их отец. Они брали взятки, тайно брали деньги и меняли свои решения в суде. Тогда собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилы в Раму. Они сказали Самуилу: «Ты состарился, а сыновья твои не живут праведно, как ты. Поставь над нами царя, как принято у других народов». Самуилу не понравилось, когда старейшины попросили у него царя, чтобы тот правил над ними. Тогда Самуил стал молиться Господу, и Господь ответил ему: «Делай то, что говорит тебе народ. Они отвергли не тебя. Они отвергли Меня! Они не хотят, чтобы Я царствовал над ними! Они поступают так, как поступали всегда. Я вывел их из Египта, но они оставили Меня и служили другим богам. Так поступают они и с тобой. Послушай их голоса и сделай так, как они говорят. Только предупреди их и расскажи им о власти и о правах царя, который будет править ими».

И далее Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из семьи Вениамина. Ты помажешь его и сделаешь вождем Моего народа, и он спасет Мой народ от фисимилян. Я видел, как страдает Мой народ, и слышал плач его».

Когда Самуил увидел Саула, Господь сказал ему: «Вот человек, о котором Я говорил тебе. Он будет править Моим народом».

Саул подошел к Самуилу возле ворот и спросил его: «Скажи мне, где дом пророка».

Самуил ответил: «Я пророк. Иди впереди меня на высоту. Ты и твой слуга будете есть со мной сегодня. Я отпущу тебя домой завтра утром, и отвечу на все твои вопросы. И не беспокойся об ослицах, потерявшихся три дня назад. Они уже нашлись. Сейчас весь Израиль ожидает тебя. Они ждут тебя и всю твою семью твоего отца».

Саул ответил: «Но ведь я из колена Вениамина, самого меньшего рода в Израиле. И семья моя – меньшая среди всех семей рода Вениаминова. Так почему же ты говоришь мне это?

На следующий день рано утром Самуил крикнул Саулу на крышу: «Вставай. Я отправлю тебя в путь». Саул встал и вышел с Самуилом из дома.

Когда подходили они к окраине города, Самуил сказал Саулу: «Скажи слуге, чтобы он пошел вперед нас. У меня есть для тебя послание от Бога». И слуга пошел вперед.

Самуил взял сосуд с елеем и вылил его на голову Саула. Затем он поцеловал его и сказал: «Господь выбрал тебя править народом, принадлежащим Ему. Ты будешь управлять народом Господа и спасешь его от окружающих его врагов. И вот знак, который подтвердит, что это правда. Когда ты сегодня уйдешь от меня, то встретишь двух человек возле гроба Рахили, в Целцахе, на земле Вениаминовой. Они скажут тебе: «Нашлись ослицы, которых ты искал. Отец твой, забыв об ослицах, беспокоится теперь о вас и говорит: «Что с моим сыном?»

Затем ты пойдешь дальше, пока не придешь к большому дубу Фаворскому, и встретят тебя там три человека, идущих молится Богу в Вефиль. Один из них будет нести трех козлят, другой будет нести три булки хлеба, третий – сосуд с вином. Они будут приветствовать тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь их. Затем ты придешь на холм Божий, где находится филистимское укрепление. Когда ты зайдешь в этот город, ты встретишь несколько пророков, спускающихся с высоты. Они будут пророчествовать и играть на гуслях, тамбуринах, флейтах и лирах. И сойдет на тебя Дух Господний с великой силой, и ты изменишься. Ты станешь другим человеком и будешь пророчествовать с ними. Когда это произойдет с тобой, делай все, что захочешь, ибо с тобой будет Бог.

Иди в Галгал раньше меня, и я приду к тебе туда для принесения всесожжений и жертв содружества. Жди меня семь дней, пока я не приду, и тогда я скажу, что тебе делать.

Как только Саул повернулся, чтобы идти от Самуила, Бог изменил всю жизнь Саула, и все эти знамения сбылись с тот же день. Саул и слуга его пошли к холму. Там они встретили пророков, и сошел на Саула Дух Божий с великой силой, и стал Саул пророчествовать среди них. Все знавшие его раньше, увидев, что он пророчествует с другими пророками, спрашивали друг друга: Что случилось? И ответил один из живущих там: «Да! И похоже он у них главный». Поэтому и вошло в пословицу: «Неужели и Саул во пророках?»

Самуил созвал весь народ израильский к Господу в Массифу. И сказал он народу Израиля: «Господь, Бог Израиля, говорит: «Я вывел Израиль из Египта. Я спас Вас от надзора египтян и других царств, угнетавших вас. Но сегодня вы отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бед и несчастий. Но вы сказали, что хотите царя, который бы правил вами. Итак предстаньте теперь перед Господом по коленам и родам вашим».

Самуил созвал все колена Израильские и стал выбирать царя, и было выбрано колено Вениамина. Тогда он велел подходить колену Вениамина по родам, и из них была выбрана семья Матриева. Затем Самуил веле подходить каждому мужчине из этой семьи, и из них назван был Саул, сын Киса.

Интересным представляется и потеря власти Саулом:

И было к Самуилу слово от Господа. Господь сказал: «Саул отвернулся от Меня. Я жалею, что поставил Саула царем. Он не выполняет то, что Я ему говорю». Самуил был рассержен и всю ночь взывал к Господу.

Рано утром Самуил встал и пошел повидать Саула. Но Самуилу сказали, что Саул пошел в иудейский город Кармил, чтобы поставить себе памятник, а затем обойдет несколько мест и придет в Галгал. И Самуил пошел туда, где был Саул.

И сказал Самуил Саулу:

«Господь сегодня отторг у тебя царство Израиля и отдал его одному из твоих друзей, который лучше тебя. Господь есть Бог Израиля. Господь вечен, Он не скажет неправды, ибо Он не человек, чтобы менять свое решение».

Саул ответил: «Я согрешил! Но вернись сейчас со мной и почти меня перед вождями и перед народом Израиля, и я поклонюсь Господу, Богу твоему». Самуил возвратился вместе с Саулом, Саул поклонился Господу.

Самуил сказал: «Приведите ко мне Агага, царя амаликитян». И подошел к нему Агаг, связанный цепями. Он думал: «Конечно, он не убьет меня!» Но Самуил сказал ему: «Как мечом ты матерей лишал детей, так и твоя мать сейчас лишится сына», - и разрубил Агага на части перед Господом в Галгале.

Затем Самуил отправился в Раму, а Саул пошел домой в Гиву. Послде этого Самуил больше не встречался с Саулом до конца своей жизни, но он очень печалился о Сауле. А Господь сожалел о том, что воцарил Саула над Израилем.

И сказал Господь Самуилу: «Сколько ты будешь печалиться о Сауле? Ты жалеешь о нем даже после того, как Я сказал тебе, что отвергаю Саула от царствования над Израилем! Наполни рог свой елеем и иди в Вифлеем. Я посылаю тебя к человеку по имени Иессей, который живет в Вифлееме. Я выбрал новым царем одного из его сыновей».

Нол Самуил ответил: «Если я пойду, Саул услышит об этом и попытается убить меня». Господь сказал: «Возьми с собой молодого теленка и скажи, что ты пришел принести жертву Господу. Пригласи Иессея к жертвоприношению. Затем Я укажу тебе, что делать. И ты помажешь того, кого Я укажу тебе».

Самуил сделал то, что сказал ему Господь. Когда он пришел в Вифлеем, старейшины города с трепетом вышли навстречу Самуилу и спросили: «С миром ли ты пришел?» Освятитесь и идите со мной к жертвоприношению». Самуил освятил Иессея и его сыновей и пригласил их к жертвоприношению.

Когда пришел Иессей со своими сыновьями, Самуил увидел Елиава и подумал: «Наверное, это и есть тот, кого избрал Господь!» Но Господь сказал Самуилу: «Елиав высок и красив, но не смотри на него. Бог смотрит не так, как смотрит человек. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце. Елиав – не тот человек». Затем Иессей позвал второго сына, Аминадава. Аминадав подошел к Самуилу, но Самуил сказал: «Нет, и этого не избрал Господь». Затем они спросил Иессея: «Все ли сыновья твои здесь?» Иессей ответил, что у него еще есть младший сын, но он пасет овец. Самуил сказал Иессею: «Пошли за ним и приведи его сюда. Мы не сядем есть, пока он не придет». И Иессей послал за младшим сыном. Это был очень красивый юноша, с приятным лицоми волосами рыжевато-каштанового цвета. И сказал Господь Самуилу: «Встань и помажь его, ибо это он».

Самуил взял рог с елеем и помазал младшего сына Иессея среди братьев его. И с того дня Дух Господний сошел на Давида с великой силой. Самуил же вернулся домой в Раму.

Но после этого помазания Давиду пришлось еще долгое время совершать подвиги и скрываться от ненависти Саула.

Более так сказать человеческий пример помазания в форме «венчания на царство» мы находим в истории России времен Иоанна Грозного. Вот как описывается это событие Н.М. Карамзиным.

Великому князю исполнилось 17 лет от рождения. Он призвал митрополита и долго говорил с ним наедине. Митрополит вышел от него с лицом веселым, отпел молебен в храме Успения, послал за боярами - даже и за теми, которые находились в опале, - и вместе с ними был у государя. Еще народ ничего не ведал; но бояре, подобно митрополиту, изъявляли радость. Любопытные угадывали причину и с нетерпением ждали открытия счастливой тайны.

Прошло три дня. Велели собраться двору: первосвятитель, бояре, все знатные сановники окружали Иоанна, который, помолчав, сказал митрополиту: «Уповая на милость Божию и на Святых заступников земли Русской, имею намерение жениться: ты, отче, благословил меня. Первою моею мыслию было искать невесты в иных царствах; но, рассудив основательнее, отлагаю сию мысль. Во младенчестве лишенный родителей и воспитанный в сиротстве, могу не сойтися нравом с иноземкою: будет ли тогда супружество счастием? Желаю найти невесту в России по воле Божией и твоему благословению». Митрополит с умилением ответствовал: «Сам Бог внушил тебе намерение столь вожделенное для твоих подданных! Благословляю оное именем Отца Небесного». Бояре плакали от радости, как говорит летописец, и с новым восторгом прославили мудрость державного, когда Иоанн объявил им другое намерение: «еще до своей женитьбы исполнить древний обряд предков его и венчаться на царство». Он велел митрополиту и боярам готовиться к сему великому торжеству, как бы утверждающему печатию Веры святой союз между государем и народом. Оно было не новое для московской державы: Иоанн III венчал своего внука на царство; но советники великого князя - желая или дать более важности сему обряду, или удалить от мыслей горестное воспоминание о судьбе Димитрия Иоанновича - говорили единственно о древнейшем примере Владимира Мономаха, на коего митрополит ефесский возложил венец, златую цепь и бармы Константиновы. Писали и рассказывали, что Мономах, умирая, отдал царскую утварь шестому сыну своему, Георгию; велел только хранить ее как зеницу ока и передавать из рода в род без употребления, доколе Бог не умилостивится над бедною Россиею и не воздвигнет в ней истинного самодержца, достойного украситься знаками могущества. Сие предание вошло в летописи XVI века, когда Россия действительно увидела самодержца на троне и Греция, издыхая в бедствии, отказала нам величие своих царей.

Генваря 16 [1547 г.], утром, Иоанн вышел в столовую комнату, где находились все бояре; а воеводы, князья и чиновники, богато одетые, стояли в сенях. Духовник государев, благовещенский протоиерей, взяв из рук Иоанновых, на златом блюде, Животворящий Крест, венец и бармы, отнес их (провождаемый конюшим, князем Михаилом Глинским, казначеями и дьяками) в храм Успения. Скоро пошел туда и великий князь: перед ним духовник с крестом и святою водою, кропя людей на обеих сторонах; за ним князь Юрий Василиевич, бояре, князья и весь двор. Вступив в церковь, государь приложился к иконам: священные лики возгласили ему многолетие; митрополит благословил его. Служили молебен. Посреди храма, на амвоне с двенадцатью ступенями, были изготовлены два места, одетые златыми паволоками; в ногах лежали бархаты и камки: там сели государь и митрополит. Пред амвоном стоял богато украшенный налой с царскою утварию: архимандриты взяли и подали ее Макарию: он встал вместе с Иоанном и, возлагая на него крест, бармы, венец, громогласно молился, чтобы Всевышний оградил сего христианского Давида силою Св. Духа, посадил на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Обряд заключился возглашением нового многолетия государю. Приняв поздравление от духовенства, вельмож, граждан, Иоанн слушал литургию, возвратился во дворец, ступая с бархата на камку, с камки на бархат. Князь Юрий Василиевич осыпал его в церковных дверях и на лестнице золотыми деньгами из мисы, которую нес за ним Михайло Глинский. Как скоро государь вышел из церкви, народ, дотоле неподвижный, безмолвный, с шумом кинулся обдирать царское место; всякий хотел иметь лоскут паволоки на память великого дня для России.

Одним словом, сие торжественное венчание было повторением Димитриева, с некоторою переменою в словах молитв и с тою разностию, что Иоанн III сам (а не митрополит) надел венец на главу юного монарха. Современные летописцы не упоминают о скипетре, ни о миропомазании, ни о причащении, не сказывают также, чтобы Макарий говорил царю поучение: самое умное, красноречивое не могло быть столь действительно и сильно, как искреннее, умилительное воззвание к Богу Вседержителю, дающему и властителей народам и добродетель властителям! С сего времени российские монархи начали уже не только в сношениях с иными державами) но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей, освященный древностию; а книжники московские объявили народу, что сим исполнилось пророчество Апокалипсиса о шестом царстве, которое есть Российское.

Какие же выводы можно сделать из истории правления этих царей? Во-первых, власть как дается, так и забирается высшей силой (об этом свидетельствует пример Саула); во-вторых, власть, давая материальное довольство и удовлетворение честолюбия, лишает одновременно покоя и создает постоянные опасности для жизни; в-третьих, власть обостряет грехи человека и как бы обнажает их – в случае с Саулом, Давидом и Иоанном Грозным – это грехи честолюбия и женолюбия, желание славы и почитания. И увы, еще один печальный вывод, даже обожествление власти через помазание и венчание не меняет страстной души человека.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: