карта сайта

почта

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии



Сайт Ach-Fci.ru работает как информационный источник информации...
Все ресурсы и источники информации на данном сайте не действительны!

Счетная палата Российской Федерации

Публикации

Идеология власти.

Принципы работы и задачи СП

Аппарат Счетной палаты

Взаимодействие

Международное сотрудничество

ИТКС СП РФ

НИИ СП РФ

Экспертно-консультативный совет

Закон о Счётной палате РФ

Сервисные ссылки

Поиск по сайту

Подписка на новости

Личная страница

Вопрос-ответ

Объявление

Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации "Счетные Палаты России" зарегистрирован как средство массовой информации.

Последние обновления

23.10 Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа. Подробнее

22.10 Выпуск №1/2007(1) научно-практического журнала "Вестник АКСОР". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Контрольно-ревизионная деятельность". Подробнее

22.10 Обновление раздела КСП Мурманской области "Экспертно-аналитическая деятельность". Подробнее

19.10 Закон Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год". Подробнее

19.10 Обновление раздела КСП Иркутской области "Публикации в СМИ". Подробнее

Наши партнеры

Методические материалы Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

АКСОР
Новости Счетной палаты РФ
ГИАС КСО
КСП г.Волгоград


Главная  >>  Счетная палата Российской Федерации  >>  Публикации   >>  Идеология власти. Идеология власти.

5.5. Ближайшее окружение

...Характером правителя определяется характер его окружения...

Немаловажным делом для правителя является его ближайшее окружение, в которое мы включаем семью, родственников, личных друзей, советников. Начнем с жены правителя. Какой она должна быть? Правильно, если она будет одной национальности с правителем и обязательно одного вероисповедания. По возрасту она должна быть моложе с тем, чтобы он был более привязан и не искал утех у других женщин на стороне. Она должна быть красива, чтобы не стыдно было показать ее свету и народу. Хорошо, если эта женщина добра и не злопамятна, умна и неболтлива, не корыстна и не завистлива и главное свое предназначение видит в создании хорошей обстановки в семье и в воспитании детей. Но правитель должен помнить о том, что нельзя назначать жену, как и членов семьи на руководящие должности, не допускать ее к управлению государством, к подбору и расстановке кадров. Не нужно надеяться найти в жене друга в широком смысле этого слова, так как женщина воспринимает мир больше чувством, чем рассудком, ей легче решить частные вопросы, чем общие, и поэтому часто восприятие мира у нее совершенно иное, чем у мужчины, а отсюда и трудность взаимопонимания. Здесь отметим и тот факт, что человек женится не для дружбы, а для получения наслаждения, любви и потомства. Исходя из этих целей, и следует строить отношения с женщиной. Жена правителя, конечно же, не имеет права не быть смиренной. В случае, если брак с данной женой вредит управлению государством, наносит вред имиджу правителя, он обязан его расторгнуть и взять себе другую жену, потому что для него интересы государства должны быть всегда выше личных привязанностей. Возможна ли измена правителя жене? Если этого нельзя избежать, то да, потому что источником такой измены является, как правило, сама жена, чем-то неудовлетворяющая мужа. Но мы, конечно, не исключаем и другую причину - это сущность мужчины, которая заставляет его в подавляющем большинстве не ограничиваться только одной женщиной. Может быть с этим связано разрешение мусульманской религии иметь несколько жен, а христианской - вступать в брак до четырех раз. Это обусловлено, по-видимому, и тем, что подавление страсти приводит к угнетенности духа, а это правителю нельзя допускать. С другой стороны нельзя допускать и распущенности, которая приводит к развращенности, а значит и к потере уважения со стороны подданных. Таким образом, в отношениях с женой и женщинами правитель должен всегда помнить о своем месте в государстве, имидже и возможных последствиях как для себя лично, так и для государства. И еще правителю надо знать следующие высказывания древних о женщинах: “И нашел, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее силки, руки ее оковы; добрый перед Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею” - это сказал царь Соломон (Еккл. 7:26). А святой Исоросим говорит еще более коротко и ясно: “Хорошенькая женщина - это жало скорпиона и чертово отродье”. Святой Василий предостерегает: «От лица жены как от лица змеиного бежи».

Что касается детей, то правителю необходимо уделять пристальное внимание их духовному и интеллектуальному воспитанию, с тем, чтобы выбрать из них достойного приемника (в случае монархической власти). Им необходимо внушать об их особом месте и особой ответственности за свое поведение и деятельность. Отношение к другим родственникам целесообразно строить как отношение к подданным, не стоит выделять из них при прочих равных условиях кого бы то ни было при назначении на государственные посты. Если есть достойный человек из подданных, лучше назначить его, поскольку это не вызовет такой зависти, как назначение одного из родственников. Одновременно такой подход значительно повысит авторитет правителя. Но сказанное, конечно же, не возбраняет исключений при особых талантах и преданности того или иного родственника. (Мы говорим здесь только об общей тенденции).

Что касается личных друзей — у правителя их не должно быть, у него есть только поданные, которые для него все равны, как все граждане (хотя как личности в профессиональном и качественном плане они, конечно же, не равны). Кроме того, следует помнить, что личная дружба предполагает большую открытость, доверительность, ослабление требовательности, чего правитель позволить себе не может.

Особое место в ближайшем окружении играют советники (помощники) правителя, потому что от них в существенной мере зависит правление государством, принятие правителем стратегических и тактических решений, кадровая, международная и внутренняя политика.

В этой связи на этой категории ближайшего окружения остановимся подробнее. Наверное правильно сказано: чтобы судить об уме правителя, надо прежде всего видеть его приближенных. Если они умны и преданны, правителя можно считать мудрым, потому что он смог распознать годных и удержать их в верности себе.

Следует знать, что умы бывают трех родов, один из которых понимает все сам, второй способен усваивать мысли других, третий не может ни одного ни другого. Конечно же лучше, если рядом будут первые или в крайнем случае вторые.

Очень важным представляется отношение советника к правителю. Чтобы узнать его лучше есть следующий всегда безошибочный способ: если увидишь, что советник думает больше о себе, чем о тебе, и во всех делах ищет собственной пользы, то человек такого склада никогда не будет хорошим помощником, нельзя на него положиться; тот, в чьи руки отдана власть, обязан никогда не думать о себе, а только о правителе, и не смеет даже упоминать при нем о делах, не касающихся государства. С другой стороны, правитель, чтобы поощрить усердие советника, должен о нем заботиться, оказывать ему почет, сделать его богатым, привязать его к себе, деля с ним и честь и укоры, дабы советник видел, что без него ему не устоять, дабы большие почести не вызывали в нем желания еще больших, большие богатства не побуждали его стремиться быть еще богаче, а тяжесть ропота кругом заставляла бы его бояться перемен. Итак, когда советники и правитель таковы, они могут доверять друг другу, но, если дело обстоит иначе, конец всегда бывает печален или для одного, или для другого, или для обоих.

Нельзя не сказать об одной важной вещи и допустить ошибку, от которой трудно уберечься правителю, если у него нет исключительной проницательности и если он не умеет хорошо выбирать людей. Речь идет о льстецах и подхалимах, которыми полны “коридоры власти”.

Нет средства оградиться от лести, кроме одного: люди должны знать, что они не оскорбляют правителя, говоря правду. Но если всякий может сказать правду в лицо, то пропадет почтение к нему, поэтому разумный правитель должен держаться третьего пути, выбирая в своем государстве мудрых людей, и только им он должен предоставить свободу говорить правду, притом только о делах, о которых он спрашивает, и ни о чем ином; спросить же он должен о каждом деле, выслушать мнение советников, а затем решить самому и по своему усмотрению. Обращаться с этими советниками и с каждым отдельно надо так: пусть считают, что они понравятся правителю больше, чем свободнее будут говорить. Помимо них, не надо слушать никого, без колебаний проводить принятое решение и твердо стоять на своем. Кто поступает иначе, тот или погибнет от льстецов, или часто меняет свои намерения вследствие разнородных советов: тогда его перестают уважать.

Итак, правитель постоянно должен обращаться за советом, но только когда этого хочет он, а не другие. Мало того: он должен отбить у каждого охоту советовать ему в чем бы то ни было, если он сам об этом не просит, сам же должен быть щедрым вопрошателем и терпеливым слушателем правды о спрошенном; наоборот, он должен разгневаться, если увидит, что правду почему то скрывают. Если некоторые полагают, что какой-нибудь правитель, слывущий разумным, считается таковым не по своей природе, а благодаря хорошим советам, полученным от приближенных, то это, несомненно, ошибка. Дело в том, что есть следующее правило, никогда не допускающее ошибок: правитель сам по себе не мудрый не может иметь хороших советников, разве только он целиком доверится одному, который направлял бы его во всем и был бы человеком отменно умным. В таком случае это возможно, однако ненадолго, потому что такой советник скоро отнял бы у него власть; если же правитель, не будучи мудрым, спрашивает не одного, а нескольких, он никогда не получит согласных мнений и сам не сумеет привести их в согласие. Каждый советник будет думать о своей выгоде, а правитель не сможет ни исправить их, ни даже понять. Лучших найти не удастся, потому что люди всегда будут с тобой злы, если только необходимость не приведет их к добру. Итак, надо заключить, что хорошие советы, кто бы их ни давал, происходят от благоразумия правителя, а не благоразумие правителя - от хороших советов.

Поскольку люди легко развращаются, то особое внимание правителю надо уделять обузданию человеческих страстей в советниках, лишая их надежды вредить безнаказанно.

Рассуждая дальше о советниках, остановимся коротко на сущности совета как такового, и его смысле и необходимости для правителя. Для этого обратимся к высказываниям древневосточных мудрецов, которые рассматривали разум как нечто субстанциальное, вещественное, такое, что можно передать и взять: “Кто спросил совета разумного, тот взял у него половину разума”. Ум советника сравнивался также с рекой, которая питает море, или притоками, которые питают реку. Второе сравнение - с использование образа масла, доливаемого в зажженный светильник. Выгодность совета заключается в том, что он экономит силы советующегося: “В совете - отдых тебе, усталость - другому”. Легендарный арабский мудрец Мулла наставлял своего сына: “Советуйся с тем, кто опытен в делах. Он одарит тебя мнением, которое дорого досталось ему, ты же получишь его даром”. Даже если ты уверен в собственном мнении относительно какого дела, то и тогда не помешает посоветоваться. Пусть мнение других людей совпадает с твоим, тогда ты в нем укрепишься. Если оно отличается или расходится с ним, то такое положение явится своего рода критерием, на котором ты проверишь свое решение. Практическая сила совета подтверждается политическим опытом: “Часто совет одного мудреца способен погубить больше врагов, чем сильные воины, стальные мечи и острые копья”. Самый главный довод в пользу совета заключается в том, что советчик, как человек сторонний, может быть беспристрастным и бесстрастным. Смысл этого в эмоциональной свободе советчика от поставленной проблемы: “Даже от сообразительного и знающего человека разные стороны правильного представления могут быть укрыты за покровом любви и ненависти. Они отклоняют мысль от поражения цели”. Поэтому заинтересованный в решении своей проблемы правитель нуждается в мнении постороннего, рассматривающего проблему трезво, без эмоций, без “замутнения страстями”. Подытоживая изложенное можно сказать, что совет для правителя - это углубление мудрости, усиление силы, экономия времени, уменьшение вероятности ошибки при принятии государственных решений. Этого перечня достоинств совета вполне достаточно, чтобы твердо сказать о том, что всякий правитель должен иметь рядом мудрых и неангажированных советников.

В этой связи возникает вопрос: каким быть советнику и к кому должен обращаться за советом правитель?

Конечно, это не должен быть первый встречный. Исторический опыт показывает, что есть категория людей, чьи советы истинны, если не всегда, то в большинстве случаев. Кто же эти люди и каковы критерии их отбора?

Первым показателем здесь будет естественно ум, но не просто ум, а ум, достигший совершенства от обильного опыта и обогащенный природной проницательностью и сообразительностью. Второй показатель, связанный с первым - это опыт, в котором нуждается всякий ум. Поэтому юноши и отроки не могут быть хорошими советчиками из-за отсутствия житейского и практического опыта. С другой стороны, “избыток” опыта, образовавшийся у стариков, может быть преждевременным для разумных советов с их стороны, поэтому говорят: “Не советуйтесь с двумя - с юношей, самовольным и малоопытным, и с мужем преклонного возраста, у которого время нанесло ущерб уму, как оно нанесло ущерб телу”. И еще об опыте - он должен быть разнообразным, то есть это не опыт одного года, повторенный многократно: “Положись на совет того, кто опытен в делах, испытал их одно за другим, занимался ими непосредственно, и потому узнал их истоки и начала - так, что не укрывается от него ни доброе, ни злое...”. Опыт должен соединяться с знанием, под которым в данном случае понимается умение делать дело, а не просто знать о деле, т.е. советник должен отвечать не только на вопрос “что нужно сделать?”, но на вопрос “как сделать?”

Немаловажным для советника является вера и благочестие, потому что они — основа всякого блага и успеха в любом деле. Это означает, что советник должен знать о своей ответственности не только перед правителем, но и перед Богом и, с другой стороны, религиозность — это основа служения не за “злато”, а за честь. Нерелигиозный человек не может относиться к своей работе как к служению.

Несомненной является для правителя аксиома о доброжелательности или дружелюбии советника, которую можно трактовать также как симпатию, любовь, преданность. Эти качества советующего делают его мысли искренними и очищают мнение, оберегают от обмана, усиливают старания советника в его стремлении искренне помочь правителю, “сердечно” подойти к рассмотрению поставленной задачи.

Выбирая советника по тому или иному вопросу нельзя забывать о личной заинтересованности его в исходе дела. Уже отмечалось, что мнение советчика хорошо тем, что он эмоционально незаангажированным в ситуации, может дать своего рода “совет постороннего”. Особо важно условие, которому должен удовлетворять идеальный советчик, - он не должен быть прямо связан с делом, о котором спрашивают совета. Здесь следует обратить внимание на два аспекта. С одной стороны, у советчика не должно быть какой-либо собственной цели в отношении того, о чем он советует. Личные цели “притягивают” к себе совет и тем самым искривляют его, делают его неправильным. В связи с этой рекомендацией приведем высказывание Пророка Мухамеда: “Твоя любовь к какой-то вещи делает тебя слепым и глухим”.

С другой стороны, советчика в отношении какого-то дела нужно выбирать таким образом, чтобы его честный, искренний и правильный совет не мог принести вреда ни ему, ни его близким. Ведь если его искренний совет повредит ему или каким-нибудь его делам, то он не предпочтет твое благо своему собственному и не даст тебе искреннего совета. То же самое будет, если это навредит его близким. Ты этого не знаешь, а он, может быть, более дорожит дружбой со своим близким, чем дружбой с тобой, и он готов обмануть тебя, чтобы поддержать друга.

Естественно, отсутствие прямой личной заинтересованности в исходе дела вовсе не означает, что советчику должно быть абсолютно безразлично, что и как он советует, и что из этого получается. В рекомендациях, обращенных к самому советчику, настойчиво рекомендуется “выкладываться”, не жалеть усилий, если правитель обращается с вопросом. Ведь от правильного совета, исполненного правителем. зависит благо государства, не говоря уже о возможной награде удачливому советчику.

Советник правителя обязан уметь хранить тайну. Этому его свойству должно быть уделено особое внимание, потому что, если он сообщит о мнении правителя кому-то из своих друзей или просто одному из собеседников, то каждый из них расскажет об этом своему другу, а собеседник — своим собеседникам, пока не дойдут сведения о деле до врага, а намерения станут известны тем, кто ненавидит правителя, и они замыслят против него неприятности, раскинут “уготованные сети”. И дело тогда постигнет порча еще до того, как оно успеет начаться.

Намерение разрушится раньше, чем он приступит к его осуществлению. Правителю следует знать, что от советника, не умеющего хранить тайну, он получит только порчу, утрату, изъян и гибель. Таким образом, умение хранить тайну - такое же безусловное требование, как и ум советника.

Но наиболее тонкие мыслители среди тех, кто обращался к этой теме, видели опасность своеобразного перекоса в опасении правителя (да и любого человека) разгласить тайну. Иные правители готовы отказаться от обсуждения своих проблем и поиска их решения с чужой помощью из опасения разгласить тайну. Здесь нужно хорошо подумать: не является ли самоограничение правителя собственным умом более вредным для дела, чем разглашение тайны. Тем более, что не все ведь дела представляют собой тайны, кои надлежит сохранять; и не все сохраняемые тайны станут разглашенными и всем известными, если будут спрошены о совете люди искренние и доброжелательные.

Советник не должен быть ни полностью благополучным, ни целиком невезучим, а занимать среднее место относительно этих двух крайностей положения, потому что, если обратиться за советом к тому, которому постоянно везет, то он, ориентируясь на выпадающую ему удачу, даст такие рекомендации, которые приведут к риску, потому что у него все получается и он устремляется вперед, не учитывая возможные неудачи и риски. Если обратиться за советом к невезучему, то он удержит правителя от поступков, которые могут принести успех и славу, потому что такие люди пришиблены неудачами и их удел - робость.

Для объективности совета правителю следует обращаться не к одному, а к нескольким (группе) советников, потому что правильное решение редко “отбивается” от группы. Так происходит от того, что осуществляется как бы сложение умов и их усиление. Но для группы советников должно предъявляться такое же требование как и к отдельному советнику, и между ними, что очень важно не должно быть зависти и соперничества. Одним из способов избежать последнего является их “тайный” опрос, т.е. каждый из них не должен знать о том, что за советом обратились к другим советникам. Таковы в общем виде требования, которые должны предъявляться правителем к советникам и ко всему ближайшему окружению, которое дает советы правителю, включая и членов его семьи. Но конечно же в последнем случае он должен опираться на эти рекомендации только при оценке совета, но не в части подбора членов семьи и ближайших родственников, поскольку они уже даны правителю.

Рассмотрев образ идеального советника, нельзя не остановиться и на вопросе: кто не может быть советником правителю? Для этого обратимся к высказываниям наставников средневековых правителей.

Первыми в этот “черный список” попадали женщины. Увы, средневековые наставники правителей были на сей счет едины. “Женщинам не дано иметь правильного мнения”, “Редки среди них разумные”. “Не спрашивай совета у женщин. Мнения их - не что иное, как глупость, а их решимость - не что иное, как немощь”. “Спроси у женщины совета и поступи наоборот”.

Считалось, что, по современному выражению, “феминизируется” тот, кто много общается с женщинами. Поэтому запрет обращаться за советом к женщинам распространялся и на таких мужчин - “много времени проводящих в посиделках с женщинами”.

Немалое количество авторов считали, что не нужно обращаться к отрокам — из-за несовершенства их ума. В крайнем случае к молодым можно обратиться за советом, при условии что их темперамент является умеренным, ум здравым, образованность достаточной.

Нельзя обращаться за советом к человеку, который сам находится в какой-то острой нужде, - к голодному, пока он не насытится, к жаждущему, пока он не напьется, к пленнику, пока он не обретет свободу, к заблудившемуся, пока он не найдет дорогу, к имеющему какое-то горячее желание, пока он не получит удовлетворения.

Человек, поглощенный собственными заботами, не годится на роль советчика.

Не рекомендуется обращаться за советом к людям, имеющим нравственные пороки. Жадный обязательно утаит от тебя что-то важное, и тем самым действие твое будет ущербным. Трус испугает тебя тем, чего ты не боялся, пока не обратился к нему за советом. Излишне осторожный станет грозить нежелательными последствиями. Алчный станет перебирать какие-то детали, имеющие значение только для него, хотя его о них не спрашивают. Спрашивать совета у завистника означает подвергать себя опасности, т.е. завистник сделает все, что бы тебе навредить. При этом не надейся на то, что завистника можно исправить дружеским расположением. Просто на просто беги от завистника. Не даст доброго совета самодовольный, ослепленный ложным сознанием собственного величия.

Нельзя обращаться за советом и к тому, кто соглашается с тобой, следуя твоим прихотям.

Не годится на роль советчика и тот, кого отвлекает от размышлений о твоей проблеме какое-то специфическое психологическое состояние, например страх за себя. Тут не до советов другим.

Естественно, только неразумный человек может обратиться за советом к собственному врагу.

При принятии решения по какому-либо вопросу правителю целесообразно руководствоваться следующим алгоритмом: “Правитель в важных вопросах должен советоваться с каждым приближенным отдельно и не сообщать другим, что сказал каждый. Затем рассмотреть все мнения, подправить их в случае необходимости и остановиться на каком-то одном. После этого собрать всех и уже с ними обсудить все без исключения предложения, не называя их авторов. Потом спросить мнение присутствующих и относительно того, что ему самому представляется наиболее предпочтительным. Если с ним не согласятся, то обратиться с тем же к другой группе. И если уж и эти тоже с ним разойдутся, то тогда признать правильность иного мнения, противоположного собственному. А случись, найдется кто-то, кто не согласен с общим мнением, не надо его обрывать и соображения его сразу отбрасывать, а нужно расспросить его и поразмыслить о его мнении, несовпадающем с другими, еще и еще.

Для получения правильного совета правителю необходимо учитывать следующие “мудрости” в отношении советников:

Обеспечить советнику безбедное существование, а потом обращаться к нему с вопросом. Например, персидские цари, желая испросить у кого-то совета, направляли тому человеку пропитание, которого должно было хватить ему и его семье на целый год. Естественно, цель состояла в том, чтобы “освободить ум от забот о хлебе насущном”.

Популярна история о том, как персидский царь Хосров советовался со своими марзабанами, т.е. предводителями. Если они ошибались, то он наказывал не их, а кахраманов (экономов). Те, естественно, возмущались: “Ошиблись твои марзабаны, а ты велишь наказывать нас, о царь!” На это Хосров отвечал: “Вы задержали их жалованье и пропитание — вот они и ошиблись! Ведь сердца их привязаны к своему пропитанию. Заботы вводят их в заблуждение”.

Естественно требование к испрашивающему совета — честно рассказать советчику о том деле, которое волнует, чтобы от советчика не ускользнули никакие важные детали. “Помощь советчика зависит от того, насколько ты наградил его своей честностью”.

Приведенная выше рекомендация, имеет ограничение. Нужно соизмерить пользу от совета и вред от разглашения тайны. Ведь бывают дела, в которых польза от совета меньше, чем вред от разглашения самого дела. Если ты видишь, что это так, то все равно не отказывайся от обращения к чужому мнению, но избери для этого особую тактику. Спрашивай о делах похожих, задавай вопросы о том, что тебя непосредственно не касается, и переноси возникшие при этом у твоих собеседников идеи на заботящую тебя проблему. Можно ты обратиться к жизнеописаниям великих людей прошлого, которые наверняка сталкивались с подобными проблемами. Ведь все повторяется.

Спрашивающий совета должен избегать послаблений в отношении себя, стремиться к тому, чтобы советчик говорил правду. Даже если она неприятна правителю. “Правда ради тебя и против тебя” — вот что должен выбрать советующийся. Если есть возможность выбирать между советчиком, который соглашается с тобой, следуя твоим прихотям, и другим — который с тобой расходится и спорит, то предпочтительнее второй. Через все Средневековье прошел практически без изменений, как абсолютно верный, афоризм, смысл его таков: “Кто ждет послабления от друзей, испрашивая у них совета, от врача, приходя к нему с болезнью, от законоведа, желая выяснить запутанный вопрос, тот не получит от них никакой пользы и впадет в еще большее замешательство и тревогу”.

Нельзя полагаться полностью и бездумно на совет, пусть даже и представляющийся правильным, но необходимо вынести чужое мнение на суд собственного разума, испытать его собственной мыслью, рассмотреть последовательно исходные посылки и возможные последствия. Для этого надо спрашивать советчиков о том, почему они предложили то или иное решение, какого результата они ожидают от осуществления их предложений. Нужно внимательно рассмотреть “корни и ветви” совета путем расспроса. При этом вопросы должны быть такими, чтобы советчик увидел, что они имеют целью выяснить истину, но не являются придирками и не направлены единственно на то, чтобы опровергнуть его мнение.

Нельзя полагаться целиком на чужой совет, потому что получение совета вовсе не освобождает от необходимости думать самому, придумывать решения по проблемам, чтобы не стать “уповающим на чужое мнение в своих собственных делах, следующим на привязи за другими”.

Правителю не подобает быть высокомерным с советчиком. “Не подобает властелину, испрашивая совета, вести себя высокомерно и пренебрежительно по отношению к советчику, вступать на путь заносчивости. Ведь это укорачивает советчику язык” (т.е. не позволяет ему говорить откровенно и доброжелательно).

Не рекомендуется сообщать советчикам о принятом решении. Не показывай советчикам своего мнения, если оно разошлось с ними. Но и в том случае, когда правитель согласен со своими советчиками и принимает выработанное ими мнение к исполнению, им тоже ничего не нужно сообщать. Пусть остается непонятным для всех, кроме самого правителя, какой оборот примет дело после совещания. И пусть о решении все узнают не по словам, а по делам.

Одна из выгод такого образа действия заключается в том, что сведения о принятом решении не разойдутся и не достигнут тех, кто не должен посвящаться в намерения правителя.

Не следует также спешить с исполнением совета. Не спеши действовать, пока не сформировалась уверенность в совете, не укрепилась решимость его исполнить. Как сказал Аристотель: "Даже если мнение советчика правильно, не спеши его исполнять. Пусть оно перебродит день и ночь". Это — кроме тех случаев, где задержка опасна. Еще говорится: "То мнение, мысль о котором не сбивалась, подобно маслу в течение ночи, подобно несовершенному детищу". Ночное время необходимо еще и потому, что сновидение может выявить сущность предложенного в качестве мнения совета. “Утро вечера мудренее”, - сказал бы русский. Подобно тому, как самые острые мечи появляются в результате длительного затачивания и полировки, так и самое правильное мнение появляется в результате длительного размышления и многочисленных проверок.

Есть и альтернативная рекомендация относительно скорости исполнения правильного совета. “Не пристало тому, чье мнение определилось, чтобы он медлил с его исполнением. Ведь время вероломно, благоприятствующие случаи преходящи, вера в лучшее оборачивается бездеятельностью. У одного властелина, потерявшего царство, спросили: "Отчего ты утратил свое царство?" Тот ответил: "Из-за того, что сегодняшние труды откладывал на завтра”. Как тут не вспомнить русское: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.

Нельзя порицать советчика за неуспех. “И если у советчика установилось мнение, ничем не смущенное и не подверженное сомнению, то пусть правитель следует ему и не ополчается на него, если воспоследует промах и постигнет ошибка. Ведь советчику должно усердствовать, но не дело его — успех обеспечивать. Ибо Божественные предначертания сокрыты, а Божественный рок — победитель; от него не защитит мнение усердника, ему не воспрепятствуют мысли советчика. Так пусть не упрекает властелин советчика, если он промахнулся, не порицает его, если он ошибся”.

Если же правитель поступит наоборот, и люди будут знать, что он отплачивает советчикам укорами и порицаниями, то все станут соглашаться с его мнениями и действиями, пусть даже они и будут неверными и ошибочными. И так, “удаляясь от него с миром”, они оставят властелина в сущности одинокого, без помощи и содействия. А ведь ни один властелин не может обойтись без советов, даваемых людьми умными и рассудительными.

Итак, мы рассмотрели достаточно подробно, кто является ближайшим окружением правителя и той роли, какую оно играет в управлении государством — это участие (через советы) в управлении государством. С учетом этой важнейшей его роли правитель и должен подбирать свое ближайшее окружение, испытав его, приковать к себе “стальными обручами” преданности и благоволения. Для этого ему требуется много качеств, которые в совокупности можно охарактеризовать одним словом: “мудрость”. Советник должен быть умен, а правитель мудр, а это на порядок более высокое качество.

Новости

c

по

Ваше мнение

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль?
регистрация

Палаты Все новости Законодательство СП-Центр Персоналии

Поиск по сайту | Подписка на новости | Личная страница | Вопрос-ответ | 

Телефон: ,   Факс: